Доктор филологических наук,
профессор,
заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания
в начальных классах
336-13-44
Приложение
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
По дисциплине
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины
Формируемые компетенции и/или их части | Требования к уровню сформированности компетенции | Компонентный состав компетенций |
Способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Пороговый | Знает основы методологии научного исследования в сфере образования; умеет применять научные методы в ходе научного исследования в сфере образования; разрабатывать программы научного исследования в сфере образования; разрабатывать научный аппарат исследования в сфере образования; владеет методами получения современного знания в сфере образования; методиками использования знания в сфере образования на различных уровнях обучения |
Владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Пороговый | Знает методы исследования – эмпирические, теоретические; основные подходы в научно-исследовательской работе в сфере образования (системный, деятельностный, аксиологический, и т.д.); умеет использовать разнообразные методики экспериментального исследования в сфере образования; применять метод изучения научной литературы, документов; оформлять результаты научного труда в сфере образования; владеет анализом науки в сфере образования; способностью изучать и передавать опыт инновационной деятельности в сфере образования |
Описание оценочных средств
Оценочные средства | Методические материалы, характеризующие процедуры оценивания | |
1. | Словарь-тезаурус базовых понятий исследования | Соответствие текста тезауруса поставленной задаче, (наличие логической связи между понятиями, отношений обусловленности, подчинения и соподчинения как отражение результатов анализа), аргументированность в отборе материала с позиции современной науки и процесса критического анализа ее проблем) |
2. | Словарь-тезаурус базовых понятий исследования | Соответствие текста тезауруса поставленной задаче, представление анализа понятий как процесса получения новых знаний с учетом проблем современной науки |
3. | Фрагмент текста введения «Элементы новизны в исследовании» | Соответствие текста поставленным задачам, Демонстрация соотнесения элементов новизны с методологическими уровнями исследования и проблемами современной науки |
Вопросы для подготовки к зачету
Деятельность познания. Теории познания.
Объект, субъект, результат познания.
Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея.
Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза.
Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология.
Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.).
Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.
Актуальность исследования и разрешаемые противоречия.
Выделение проблемы исследования как знания о незнании.
Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования.
Элементы новизны научного исследования.
Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).
Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.
Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний.
Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов.
Формы представления научного знания.
Статья. Основные требования к научной статье.
Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.