Содержание дисциплины. Гносеология как учение о познании

Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Деятельность познания. Теории познания. Формы познания. Структура познавательной деятельности. Объект, субъект, результат познания.

Формы научного знания. Теория как форма научного знания. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза. Парадигма исследования. Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.

Методология научного исследования. Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования психолого-педагогических явлений, процессов, отношений. Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.). Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования. Актуальность исследования и разрешаемые противоречия. Выделение проблемы исследования как знания о незнании. Постановка проблемы как исходный этап исследования, как основа выбора исследовательской темы. Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования. Элементы новизны научного исследования. Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).

Методы научного исследования. Теоретические методы. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.

Эмпирические методы исследования. Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Оценка результативности эксперимента. Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов исследования.

Формы представления научного знания. Аннотация. Виды аннотаций. Требования к написанию аннотации. Рецензия, отзыв. Тезисы. Статья. Основные требования к научной статье. Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.

 

Перечень тем лекционных занятий

Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы

 

Перечень тем практических занятий

Понятие о методологии Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы

Методы научного исследования. Теоретические методы.

Эмпирические методы исследования.

Формы представления научного знания.

 

Примерные вопросы для контроля и самоконтроля

Деятельность познания. Теории познания.

Объект, субъект, результат познания.

Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея.

Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза.

Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.

Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология.

Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.).

Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.

Актуальность исследования и разрешаемые противоречия.

Выделение проблемы исследования как знания о незнании.

Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования.

Элементы новизны научного исследования.

Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).

Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.

Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний.

Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов.

Формы представления научного знания.

Статья. Основные требования к научной статье.

Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.

 

Перечень тем для самостоятельной работы

Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека.

Формы научного знания. Теория как форма научного знания

Понятие о методологии

Методология научного исследования.

Методы научного исследования. Теоретические методы.

Эмпирические методы исследования.

Формы представления научного знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: