Вопросы для обсуждения:
1. Каковы общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируется современное российское законодательство?
2. ПочемуКонвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. занимает особое место среди всех международных документов в области прав и свобод детей?
3. Когда в нашей стране была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка»?
4. Какие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка способствовали разработке системы мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» в России?
5. Перечислите функции Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
6. Каким качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации нашей страной Конвенции ООН «О правах ребенка»?
7. Перечислите, по каким направлениям в субъектах РФ осуществляется законотворческая деятельность по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка».
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».
2. Подготовьте реферативные выступления по теме.
Тематика рефератов
1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.
3. Дети как объекты государственной социальной политики.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1 Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
3. Конвенция ООН «О правах ребенка» и ее реализация в современной России: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ти летию принятия ООН Конвенции «О правах ребенка». – М., 2001.
4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».
7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.
2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
3. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
Тема 2: «История социальной защиты детства в России»
1. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».
Период | Объекты социальной защиты детства | Субъекты социальной защиты детства | Краткая характеристика | Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей |
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.). | ||||
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в. | ||||
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в. | ||||
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти. | ||||
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе. |
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
Тема 3: «Система социальной защиты детей в России и ХМАО-Югре на современном этапе»
- Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
- Назовите предпосылки, цели и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.
- Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ (от 14.09.1995 № 942).
- Принципы государственной политики социальной защиты детства в РФ.
- Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре? Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
- Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты детства.
- Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.