Предисловие ответственного редактора 2 страница

Со следующими чувствами человек выступает на- встречу внешнему миру, относящемуся к нему самому по-другому. Первое принимаемое здесь во внимание чувство – это то, посредством которого человек входит в ближайшее соприкосновение с тем, что называют материей. Близкое соприкосновение с материальным допускают лишь воздушные или газообразные тела. И это соприкосновение осуществляется через чувство обоняния. Но быть воспринятым с помощью чувства обоняния вещество может, если только оно раздробле- но до тончайшей степени и газообразно распростране- но.

Следующей ступенью восприятия органов чувств является тогда та, посредством которой воспринимает- ся уже не только вещество как таковое, а воздействия (действия) вещественного. Это происходит благодаря чувству вкуса. С помощью этого чувства может вос- приниматься только водное тело, либо такое, которое для отведывания его вкуса растворяется в жидкости рта. Благодаря чувству вкуса человек проникает во внешнюю материальность одной ступенью глубже, чем


 

 

с помощью чувства обоняния. В последнем само веще- ство подходит к человеку и проявляет себя своим ха- рактерным свойством; в чувстве вкуса то, что ощуща- ется есть воздействие вещества на человека. Это раз- личие можно почувствовать лучше всего, если пред- ставить себе, что в чувстве обоняния вещество должно подходить к человеку готовым, в газообразном виде, чтобы он мог его воспринять таким, какое оно есть; в чувстве вкуса, чтобы проникнуть в те свойства вещест- ва, которые оно само не открывает человеку, он своей собственной жидкостью растворяет вещество, то есть этим растворением изменяет его. Так чувству обоняния присуще воспринимать внешнюю сторону веществен- ного; чувство вкуса глубже проникает во внутреннее материальной вещи. А чтобы это внутреннее побудить к проявлению, человек должен изменить внешнюю сторону вещи.

Ещё глубже человек проникает во внутреннее физи- ческого внешнего мира благодаря следующему чувст- ву. Это чувство зрения. Видит ли человек тело крас- ным или синим, это раскрывает ему внутреннее содер- жание тела больше, чем при воздействии, передавае- мом чувством вкуса. Всё зависит от сущности тела – предстанет оно красным или синим под влиянием бес- цветного солнечного света. – Цвет проявляется как по- верхность тела. Но можно сказать: то, как тело откры- вает себя тут, на своей поверхности, есть обнаружение его внутренней сущности благодаря посредничеству света.

Ещё глубже, в известной степени под поверхность тела, проникает чувство тепла. При ощупывании куска льда или тёплого предмета выясняется, что холод или тепло не являются чем-то, предстающим только сна-


 

 

ружи на поверхности, как цвет, но целиком пронизы- вают тело. Заметим, что градация чувств, охарактери- зованных здесь, такова, что с каждой следующей сту- пенью человек погружается глубже во внутреннее тел внешнего мира.

Дальнейшее погружение представлено чувством слуха. Оно достигает более высокой степени продви- жения во внутреннее тел, чем чувство тепла. Тон* вы- зывает вибрацию внутри тел. Это больше чем только образ, когда говорят о том, что душа какого-либо тела приводится к откровению через тон. Через тепло, кото- рое тело несёт в себе, узнают нечто о его отличии от окружения; через тон наружу выступает и сообщается восприятию собственная природа тела, его индивиду- альное начало.

Если здесь, в соответствии с сутью дела, говорить о чувстве как о таком узнании, которое осуществляется без содействия разума, памяти и так далее, то, кроме перечисленных, надо согласиться с существованием ещё других чувств. Принимая за основу это различие, легко увидеть, что в обычной жизни слово «чувство» часто используют неправомерно. Так происходит, ко- гда говорят о чувстве подражания, о чувстве утаивания и т.д. В том, что выступает как подражание, утаивание и т.д., уже участвуют рассудок и суждение. Одной только чувственной деятельностью это осуществить невозможно.

Но совсем по-другому обстоит дело, когда в речи мы воспринимаем то, что открывается через звук.**Само собой разумеется, в восприятии высказывания

 

 

* der Ton – звук (музыкальный), звучание

** der Laut – звук вообще (прим. переводчика)


 

 

непременно принимается во внимание сложная дея- тельность суждения, как и обширные функции души, которые совершенно не могут быть связаны со словом

«чувство». Однако, в этой области также есть простое, непосредственное восприятие, представляющее собой точно такое же восприятие прежде всякого суждения, какими являются цвет и степень тепла. Звук восприни- мается не только в отношении своей высоты звучания, но с ним захватывается нечто более внутреннее, чем это происходит с тоном. Если говорят, что в тоне жи- вёт душа тела, то можно также сказать, что в звуке это душевное обнаруживается так, что оно появляется с некоторой самостоятельностью, отдалённым, освобож- дённым от телесного. Так как восприятие звука пред- шествует суждению, то ребёнок учится воспринимать звуковое значение слова прежде, нежели он приходит к использованию суждения. В речи ребёнок учится су- дить. Вполне справедливо говорить о некотором осо- бом чувстве звука или чувстве речи. Признание этого чувства затруднено лишь по той причине, что к непо- средственному восприятию того, что открывается в звуке, как правило добавляется самая разнообразная деятельность суждения. Однако точное осознание по- казывает, что в основе всякого слышания того, что да- но в звучании, лежит такое же непосредственное, сво- бодное от суждения отношение к существу, от которо- го исходит звук, как это происходит, когда восприни- мается цветовое впечатление. Понимание этого факта облегчается, если представить себе, как звук страдания может заставить нас непосредственно пережить боль существа, хотя в восприятие вначале и не вмешивается какое-либо суждение или тому подобное. – Принима- ется во внимание, что слышимый звук не есть то един-


 

 

ственное, благодаря чему человеку открывается такая внутренняя сущность, которая являет себя в звуке ре- чи. Также жест, мимика, физиогномическое, в конце концов, наводят на то простое, непосредственное, что точно так же должно приниматься в расчёт в области чувства речи, как и содержание слышимого звука.

У следующего чувства, которое необходимо охарак- теризовать, чувственный характер скрыт в ещё более высокой степени. Если человека, сообщающего что- либо с помощью звуков речи, жеста и так далее, пони- мают, то в этом понимании действуют, правда, пре- имущественно суждение, память и прочее. Однако да- же здесь правильное осознание этого факта приводит к признанию того, что существует непосредственное восприятие, понимание, которое может предшество- вать всякому обдумыванию, суждению. И лучше всего можно почувствовать этот факт, если уяснить себе, как можно понять даже то, к чему ещё вовсе не дошли со способностью суждения. То есть существует совер- шенно непосредственное восприятие даже того, что открывается в понятии, так что необходимо сказать о чувстве понятия. Переживаемое в собственной душе как понятие человек может также получить, открывая его в чужом существе. Через восприятие понятия ещё глубже погружаются в существо, в его внутреннее, чем через восприятие звука. Ощутимым способом невоз- можно продвинуть погружение в другое существо дальше, чем до восприятия того, что живёт в этом су- ществе в виде понятия. Чувство понятия является тем, что проникает во внутреннейшее внешнего существа. С понятием, живущим в другом человеке, человек вос- принимает то, что душевно живёт в нём самом.


 

 

Совсем иным, чем у перечисленных десяти чувств, представляется характер того чувства, которое обычно называют осязанием6. Оно передаёт внешнее давление, сопротивление, твёрдость и мягкость. Следует пред- ставить себе сущность того, что характеризуется как

«давление». Процесс вовсе не является таким уж про- стым. В действительности непосредственно восприни- мают не само тело, которое давит, а тот факт, что оно побуждает кожу отступить в том или другом месте, или что необходимо сделать большее или меньшее усилие, чтобы надавить на тело. Есть примечательное отличие между этим восприятием и восприятием, например, степени нагрева, которая обнаруживается в каком-либо теле. Хотя абсолютно верно, что разогревшемуся чело- веку холодная ванна покажется имеющей другой уро- вень тепла, чем замёрзшему, что, следовательно, в восприятии тепла как бы соучаствует субъективное со- стояние, правильным всё же остаётся то, что в тепле по-существу открывается свойство внешнего объекта. Это выявляет непосредственное отношение восприни- мающего человека к тому, каков объект. Дело обстоит иначе, когда говорится, что нужно приложить большее или меньшее усилие, чтобы на теле сделать вмятину, или преодолеть сопротивление, оказываемое телом благодаря своей твёрдости или мягкости. То, о чём го- ворится тут, есть проекция переживания, имеющегося в собственном теле. И если даже факты скрыты, всё же верно то, что при таком восприятии словно втайне воз- никает мнение: «Я обнаруживаю сильное сопротивле- ние, следовательно тело твёрдое». И как верно то, что, например, у чувства речи восприятие может быть вполне непосредственным без всякой деятельности су- ждения, так же верно и то, что в основе чувства осяза-


 

 

ния всегда лежит суждение, даже если оно и сильно скрыто. Непосредственно воспринимаемое чувством осязания всегда может быть обнаружено внутри облас- ти трёх чувств, перечисленных здесь вначале. Тело, ко- торое давит на меня, вызывает, например, смещение положения внутри моей телесности; это воспринимает- ся чувством жизни, или чувством собственного движе- ния, или чувством равновесия.

Необходимо придерживаться точного различения отдельных областей чувств. У каждого чувства отно- шение, в которое вступает человек с внешним объек- том, другое, чем у остальных органов чувств. Благода- ря чувству жизни, чувству собственного движения и чувству равновесия человек погружается в собствен- ную телесность и ощущает себя как существо внешне- го мира. Благодаря чувству обоняния, чувству вкуса и чувству зрения обнаруживается телесное, поскольку оно проявляется наружу. Через чувство тепла оно об- наруживает внутреннюю сущность, однако ещё внеш- ним образом. С помощью чувства слуха, чувства речи и чувства понятия человек воспринимает чужую, внешнюю для него, внутреннюю жизнь. Если прини- мают во внимание это различие в сфере чувств, то не будут пытаться слишком много говорить в общем и целом о том, чем является чувство, чувственное вос- приятие и так далее. Напротив, обратят внимание на особое отношение, в которое вступает человек с внеш- ним миром благодаря каждому чувству. Немногое можно сказать тем, что, например, восприятие чувств характеризуется как впечатление, вызываемое в душе непосредственно раздражением нерва органа чувств. Через такие определения можно лишь довольно легко утратить в туманных общих представлениях отличи-


 

 

тельное свойство каждого отдельного чувства. А меж- ду тем, впечатление, переживаемое от теплового со- стояния какого-либо тела, совсем другого рода, чем то, которое вызывает световое впечатление. Если это не принимают во внимание, то легко соблазняются прида- вать гораздо большую ценность такому суждению, как например это: «Человек благодаря органам чувств вос- принимает внешний мир и на основе восприятий орга- нов чувств образует себе представления и понятия». Тут восприятие органов чувств просто помещают на- против абстрактного мышления. Таким суждением за- туманивается необходимая свободная перспектива на тот факт, что, например, ощущение запаха весьма да- леко отстоит от переживания понятия, но чувство слу- ха как чувственное восприятие уже приближается к тому, что существует во внутреннем души как такое переживание.


 

 

III. МИР, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ЧУВСТВ.

 

 

В восприятиях органов чувств дана основа дальнейшей жизни души. Из совместной жизни человека с внеш- ним миром на основании восприятия трёх первых чувств, и кроме того, запаха, вкуса, цвета, тона и так далее создаются представления, благодаря которым данное извне отражается в душе. Возникают суждения, благодаря которым человек ориентируется внутри это- го внешнего мира. Образуются переживания симпатий или антипатий, в которых формируется эмоциональная жизнь; развиваются желания, страсти, стремления. Ес- ли искать отличительный признак этой внутренней жизни человеческой души, то должны направить вни- мание на то, как внутренняя жизнь удерживается и как бы пронизывается тем, что называют своим собствен- ным «Я». Чувственное восприятие превращается в пе- реживание души, когда его из области чувства подни- мают в сферу «Я». Об этом факте можно получить обоснованное представление, если привлечь следую- щее простое рассуждение. Например, ощущают тепло какого-либо объекта. Пока прикасаются к этому объек- ту, между «Я» и внешним миром существует взаимо- отношение. В этой взаимосвязи в «Я» образуется пред- ставление о тепловом состоянии указанного объекта. Когда от объекта удаляют руку, то в «Я» остаётся представление. Это формирует теперь внутри душев- ной жизни нечто реальное. Не следует упускать из ви- ду, что представление является тем, что отделяется от чувственного переживания и продолжает жить в душе.

– Внутри определённых границ человек может теперь назвать своим миром переживания, созданные им с по-


 

 

мощью чувств и потом продолжающие оставаться в душе.

Но кто теперь задумается о том, как этот мир про- никает в его сферу, тот вынужден будет предпослать этому миру другое бытие. Ибо благодаря чему этот мир может быть переживанием души; благодаря чему человек может что-либо знать о нём? Исключительно благодаря тому, что он имеет чувства. Прежде чем мир в виде чувственного восприятия предстанет перед че- ловеком, из этого мира должны быть рождены сами эти чувства. Мир для человека был бы безмолвным, если бы человек не имел чувства слуха; мир для него не имел бы тепла, если бы человек не имел чувства тепла. Хотя это и верно, однако также ясно и другое, что в мире, в котором нечего было бы слышать, не могло бы возникнуть чувство слуха; в мире, не содержащем теп- ла, не сформировалось бы чувство тепла. Нужно лишь представить себе, как у существ, которые живут во тьме, не развиваются глаза; или как у существ, которые развили глаза под влиянием света, зрение приходит в упадок, если их носитель сменит пребывание в свете на пребывание во тьме. – Ничего больше не нужно, как только продумать это с полной ясностью, чтобы ска- зать себе, что в основе мира, который дан человеку благодаря его чувствам и с помощью которого он строит свою душевную жизнь, лежит другой мир, ко- торый делает возможным сам этот мир чувств только благодаря тому, что он позволяет из себя возникнуть чувствам. И этот мир не может спуститься в область видимого, так как он всецело должен ему предшество- вать.

Так для размышления открывается перспектива на лежащий позади чувственного мира другой мир, кото-


 

 

рый сам не может быть воспринят чувственно, но из которого чувственный мир поднимается, как из моря бытия, лежащего позади него. Чувство тепла воспри- нимает тепло, за теплом лежит нечто, что образует чувство тепла. Глаз воспринимает благодаря свету, за светом лежит нечто, что формирует глаз. Следует раз- личать между миром, который дан человеку благодаря чувствам, и тем, который лежит в основе этого. – Од- нако, может быть об этом последнем мире ничего нель- зя сказать, исходя из одного только размышления? Кое-что сказать можно, если припомнить следующее. Благодаря взаимоотношению человека с внешним ми- ром, как оно передаётся чувственным восприятием, внутри человека возникает мир представлений, мир эмоций и мир страстей. Совершенно так же можно ду- мать об отношении к человеку другого, предполагае- мого мира. Благодаря ему в человеке возникают орга- ны чувственного восприятия. Во всём переживаемом в чувственном мире человек участвует своим «Я», в ко- тором на основании чувственных переживаний созида- ет себя душевный мир. Создание чувственных органов, обязательно предшествующее всякому чувственному восприятию, должно происходить в сфере той реально- сти, в которую чувственное восприятие проникнуть уже не может. (Едва ли следует останавливаться на возражении, которое могло бы мимоходом прийти на ум каждому, что человек всё же мог бы наблюдать соз- дание органов чувств в другом существе. То, что он может тут воспринимать, он ведь воспримет именно с помощью чувств. Пожалуй, можно наблюдать, как воз- никает молоток, не воспользовавшись при этом молот- ком, однако, очевидно, что нельзя наблюдать, как воз- никает орган чувств, не пользуясь чем-то подобным.)


 

 

Совершенно справедливо сказать о том, что органы чувств должны быть построены из некоего мира, кото- рый сам является сверхчувственным. А охарактеризо- ванная сущность чувственных восприятий дает от- правные точки для дальнейшего размышления об этом мире. Так как в конце концов органы чувств оказыва- ются результатом деятельности этого мира, можно го- ворить о том, что эта деятельность является разносто- ронней. Она как бы воздействует на человека со столь- ких же сторон, сколько существует органов чувств. Потоки этого мира изливаются в родники, находящие- ся в органах чувств, так что человек может черпать из этих родников для своей душевной жизни. И так как черпаемое из этих родников в конце концов собирается в «Я», оно должно, несмотря на то, что приходит с раз- личных сторон, первоначально всё же вытекать из че- го-то неразделённо действующего в себе. В «Я» смы- каются в некое единство различные чувственные вос- приятия. Они в этом единстве представляются как одно целое. – Из чувственных восприятий в душу ударяет то, чему позволяет от них оторваться внутренняя жизнь

«Я». Отсюда ясно, что позади чувственного мира су- ществует столько же сверхчувственных источников деятельности, сколько имеется органов чувств. Эти ис- точники деятельности открываются благодаря своему действию, состоящему в созидании органов чувств.

Таким образом, область таких источников деятель- ности охватывает количество этих источников, равное количеству органов чувств. И можно сказать, что са- мые внешние границы этой области могут быть обо- значены через «Я», с одной стороны, и через чувство осязания, с другой стороны, хотя как чувство осязания, так и «Я» в малой степени могут быть отнесены к соб-


 

 

ственной жизни чувств7. То, что принадлежит «Я», от- делилось от восприятия чувств, следовательно, являясь всецело внутренним переживанием, оно больше не может быть причислено к восприятию чувств. Но всё же оно принадлежит к существованию всякого воспри- ятия чувств, так что восприятие может становиться Я- переживанием. Значит каждый орган чувств, исходя из сверхчувственного мира, должен быть предрасположен поставлять нечто, способное стать Я-переживанием. – А чувство осязания в некоторой степени поставляет переживания противоположного рода. Высказываемое об объекте благодаря этому чувству представляет со- бой нечто, расположенное совсем вне человека. Следо- вательно, человек как целое должен быть построен, ис- ходя из сверхчувственного мира, так, чтобы он проти- вопоставлял себя лежащему вне его миру на основе пе- реживания осязания.

Если проследить формирование душевной жизни человека на основе чувственных переживаний, то ор- ганы чувств окажутся в виде устойчивых точек на ок- ружности; а «Я» явится подвижным, добывающим ду- шевные переживания в своём разнообразном прохож- дении этой окружности. Это полное строение челове- ческого организма, поскольку оно выявляется в орга- нах чувств, указывает на свои причины в сверхчувст- венном мире. Сколько областей чувств, столько же та- ких причин. А внутри области этих причин – единый сверхчувственный принцип, выявляющийся в органи- зованности, направленной на Я-единство.

Дальнейшее наблюдение показывает, что сверхчув- ственная деятельность, проявляющаяся в строении ор- ганов чувств, творит различным образом. В трёх облас- тях: чувства жизни, чувства собственного движения и


 

 

чувства равновесия – действие исходит изнутри чело- веческой телесности и проявляется вплоть до границы кожи. У чувств обоняния, вкуса, зрения, тепла и слуха этот род деятельности так же существует, однако со- вместно с ним действует другой, которому нужно при- писать направление извне внутрь телесности. Орган слуха, например, является членом человеческого орга- низма. Внутри этого организма должны действовать силы, которые формируют существо общей телесности соответственно этому органу. Но извне навстречу должны приходить сверхчувственные силы, скрытые в мире звука, которые формируют этот орган именно так, что он является восприимчивым для звука. Таким образом, у пяти названных органов чувств как бы на- мечена встреча сил на поверхности человеческого тела: силы по направлению изнутри тела наружу действуют и формируют отдельные органы чувств согласно суще- ству общего организма; силы, приходящие им навстре- чу, действуют извне внутрь и так вчеканивают органы в тело, что они приспосабливаются к различным про- явлениям внешнего мира. У чувства жизни, чувства собственного движения и чувства равновесия сущест- вует лишь одно из этих двух направлений, устремляю- щееся изнутри наружу. – Далее оказывается, что у чув- ства речи и чувства понятия направление изнутри на- ружу отпадает, и эти чувства встраиваются в человека снаружи внутрь. Для них охарактеризованная таким образом сверхчувственная деятельность проявляется так, что она в отношении их формирования подступает уже к внутренней жизни души. Поскольку «Я» теперь необходимо видеть в охарактеризованном выше роде также предрасположенным к сверхчувственным силам, занимающимся созиданием чувств, можно сказать, что


 

 

в «Я» эти силы лучше всего обнаруживают свою соб- ственную природу. Однако, в «Я» эта собственная при- рода словно сжалась в одну точку. Если созерцают

«Я», то оно в одной точке показывает некую сущность, которая, распространившись во всей полноте, покоится в сверхчувственном мире и оттуда раскрывает себя только в своих действиях, в созидании чувств. Чувство осязания даже в этом отношении оказывается противо- положностью «Я». В чувстве осязания проявляется то из сверхчувственного мира – или, если хотите, из внешнего сверхчувственного мира, что не может стать внутренним переживанием человека, но через что со- ответствующие внутренние переживания раскрывают- ся.

Антропология описывает органы чувств как види- мые явления. Ну а этому вполне соответствует, что она всё ещё не указывает на особые органы для чувств жизни, собственного движения и равновесия. Охарак- теризованные силы, действующие изнутри наружу, формируют человека как раз как общий организм чувств, сохраняющий себя и сам себя переживающий. Органы этих трёх областей чувств некоторым образом простираются в общей телесности. Только у чувства равновесия антропология указывает на три канала по- лукружной формы как на признак особого органа чувств, так как с этим чувством человек вступает в элементарное отношение с внешним миром, а именно с пространственными направлениями. Для пяти распо- ложенных посередине чувств существуют обособлен- ные органы, в отношении которых должно быть легко признано, что в их формировании действуют совмест- но различными способами извне внутрь и изнутри на- ружу охарактеризованные способности. (Если даже в


 

 

отношении чувства тепла у антропологии ещё сущест- вует некоторое сомнение по поводу внешнего органа чувств, то это сомнение наверняка будет снято про- грессивной наукой.) Для чувства звука*и чувства по- нятия внешние органы не могут быть описаны в таком же роде, как для других чувств, потому что эти органы располагаются уже там, где телесная жизнь погружает- ся в душевное. А органу чувства осязания наука всегда придаёт бульшую роль, чем это должно быть в смысле вышеобозначенных рассуждений. Он действует так, что человек, соприкасаясь с объектами, в известной степени отступает в себя и замыкается во внутреннем телесном переживании перед областями внешнего ми- ра, соответствующими этому чувству. Таким образом, в распространяющихся по всей телесной поверхности структурах, которые принимают за органы осязания, необходимо признать нечто, связанное по существу с отходом телесной поверхности от прикоснувшегося внешнего мира. Следовательно, на самом деле органы осязания являются формирующими для внутренней части человеческой телесной формы. Они дают телу форму, благодаря которой оно замыкается в себе от внешнего мира, соприкасающегося с ним со всех сто- рон. (В местах, где органы осязания проявляют буль- шую чувствительность, человек к внешнему миру от- носится иначе, чем в местах с меньшей чувствительно- стью. Он словно ставит против внешнего мира один или другой заслон большей или меньшей степени. От- сюда замечают, что в определённом отношении форма тела есть результат своеобразия органов осязания в различных местах поверхности тела.)

 

 

* Здесь: чувство звука – der Lautsinn (прим. перевод.)


 

 

IV. ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 8

 

 

Теперь в жизнь чувств человека вчленяется другое. В этом другом также можно различить несколько облас- тей. Тут, прежде всего, напрашивается мысль о про- цессе, благодаря которому извне поддерживается внут- ренняя жизнь тела, – это дыхание. В этом процессе те- лесная жизнь соприкасается с внешним миром; она вы- ступает навстречу внешнему миру в той мере, в какой не может продолжать существование, не получая от него силу. Этими словами приблизительно выражено то, что открывается человеку в процессе дыхания, хотя и не вникает в результаты внешней науки. Последние принадлежат антропологии. А охарактеризованное здесь человек переживает непосредственно в жизни в своей жажде воздуха, при наблюдении прекращения жизни, когда не хватает воздуха, и так далее. – Сле- дующий процесс этой области можно обозначить как согревание. Этим процессом человеку дано развивать для устойчивости своей телесной жизни совершенно определённую степень тепла внутри своего тела, зави- сящую не от тех процессов, которые определяют теп- лоту его окружения, а от тех, которые имеют место в его внутреннем и там удерживают собственное тепло внутри определённых границ, как бы ни формирова- лось внешнее тепло. – Третьим процессом такого рода является питание. Благодаря ему телесная жизнь всту- пает с внешним миром в такое отношение, что потреб- ляемые ею вещества снова возмещаются. – К питанию, когда оно происходит, нужно присоединить четвёртый процесс. Уже во рту принятый продукт питания дол- жен вступать во взаимодействие со слюной, выделен-


 

 

ной из тела. Такой же процесс происходит и дальше в пищеварительном тракте. Его можно обозначить чет- вёртым процессом этой области – это секреция. – Тут самосозерцание в теле показывает, что к этому процес- су примыкает другой. В секреции, служащей пищева- рению, выделенное способно преобразовывать продук- ты питания только так, что они могут быть восприняты жизнью тела. Но, кроме того, человек должен выделить то, что может вступать в эту телесную жизнь. Он дол- жен так преобразовать питательные вещества, чтобы они могли служить для построения его тела. В основе этого лежит процесс, выходящий за пределы уже оха- рактеризованной секреции. Этот процесс следует на- звать процессом сохранения. – Следующий процесс выявляется, если направить внимание на рост человека. Это превышает одно лишь сохранение. К процессу со- хранения, который оставил бы тело таким, каким оно является в некий определённый момент времени, до- бавляется другой, который может быть обозначен как процесс роста. Своего завершения процесс сохранения и процесс роста достигают тем, что в человеке готовое тело представляет собой совершенно определённую форму. Это формирование человека изнутри в совер- шенно определённое формообразование следует на- звать порождением. – Размножение тогда представля- ется как повторение этого порождения. То, что при- надлежит собственному телу, порождается так, что ос- таётся соединённым с человеком; при размножении порождённое выступает наружу. Так как здесь речь идёт прежде всего о человеке как о телесной индиви- дуальности, заключённой в себе, процесс размножения во внимание не принимается.


 

 

К процессам, обозначенным здесь как дыхание, со- гревание, питание, секреция, процесс сохранения, про- цесс роста и процесс порождения, в человеке примы- кают внутренние переживания подобно тому, как в «Я» внутренние переживания примыкают к процессам чув- ственного восприятия. К дыханию, согреванию и пита- нию примыкают эмоциональные переживания, которые мало замечают в их умеренных состояниях, но которые тотчас выступают, если эти состояния нарушаются в ту или иную сторону. Если дыхание не может происхо- дить надлежащим образом, то наступает состояние страха и тому подобное. Нарушение состояния тепла возвещает о себе в ощущении озноба или жара. Нару- шение питания проявляется в голоде и в жажде. Можно сказать, что с дыханием, согреванием и питанием свя- заны внутренние переживания, которые проявляются как род хорошего самочувствия, приятности и так да- лее. Эти переживания существуют тут всегда; они ле- жат в основе того, что при каком-либо нарушении про- являет себя во всей полноте в виде недомогания, пло- хого самочувствия, голода и так далее. – Однако ис- тинное осознание показывает, что подобные эмоцио- нальные переживания тесно связаны также с секреци- ей, процессом сохранения, процессом роста и порож- дения. Следует вспомнить о том, как состояния ужаса и страха проявляются в чрезмерном выделении пота; и можно также согласиться, что выделение такого рода, протекающее в соответствующих границах, тесно свя- зано с некой эмоцией, которая выражается в общей приятности, равно как можно признать, что всякое вы- деление сопровождается каким-либо состоянием эмо- ции, которое уклоняется от внимания сознания до тех пор, пока оно протекает нормально. – А дальнейшее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: