Предисловие ответственного редактора 3 страница


 

 

осознание показывает, что подобные эмоциональные переживания тесно связаны также с процессом сохра- нения, процессом роста и порождения. Можно, напри- мер, ощутить, что эмоция энергии юности является вы- ражением того, что во внутренних переживаниях при- мыкает к росту.

Эти внутренние эмоциональные переживания явля- ются чем-то таким, что в человеке противостоит про- цессам дыхания, согревания, роста и т.д. подобно тому, как внутренние переживания, примыкающие в «Я» к чувственным восприятиям, противостоят процессам этих восприятий. Отсюда можно говорить о том, что подобно тому как, например, дыхание в человеке тесно связано с переживанием, также и слух тесно связан с переживанием, которое характеризуется как тон. Толь- ко степень отчётливости, с которой внутренне пережи- ваются внешние чувственные восприятия, гораздо вы- ше, чем степень, соответствующая вышеуказанным внутренним переживаниям. В определённой мере под

«Я-человеком» или в «Я-человеке» таится другой, со- зидающий себя из внутренних переживаний, равно как Я-человек созидает себя из переживаний внешних чув- ственных восприятий. Но этого человека, расположен- ного под «Я-человеком», по-настоящему замечают в жизни лишь тогда, когда нарушением своих пережива- ний он заявляет о себе в Я-человеке. Однако, как нель- зя смешивать процесс чувственного восприятия с отде- лившимся от него процессом в «Я», так же нельзя это делать в отношении, например, процесса дыхания и внутренних переживаний (эмоциональной природы), смыкающихся с этим процессом. Довольно соблазни- тельно было бы вовсе не признавать своеобразия этих внутренних процессов и сказать, что между ними и те-


 

 

ми, которые развиваются под влиянием чувственных восприятий, вообще нет существенного различия. Не- обходимо признать теперь, что различие между обоими видами внутренних переживаний не имеет никакой особой отчётливости, например, для чувства жизни и для внутреннего эмоционального переживания у про- цесса дыхания или процесса согревания. Однако бла- годаря более точному наблюдению оно должно быть легко обнаружено, если фиксируют следующее. Чувст- венному переживанию требуется, чтобы суждение могло к нему присоединиться только через «Я». Всё, что человек осуществляет под влиянием суждения, ес- ли это относится к чувственным восприятиям, должно происходить так, что суждение выносится внутри «Я». Например, воспринимают цветок и выносят суждение: этот цветок прекрасен; в таком случае между чувст- венным восприятием и суждением вдвигается «Я». Ну а то, что вызывается во внутренних переживаниях про- цессами дыхания, согревания, питания и так далее, это само по себе, без вмешательства «Я», указывает на не- кое подобие суждения. В переживании голода непо- средственно лежит указание на что-либо, соответст- вующее голоду, и оно связано с ним так, как человек связывает с чувственным восприятием то, чту возника- ет после вынесения суждения в ответ на это чувствен- ное восприятие. Как во время суждения деятельность

«Я» соединяет нечто с чувственным восприятием, так вид чего-то внешнего оказывается соединённым с го- лодом, хотя «Я» этого соединения и не организует. По- этому это соединение может быть названо обнаружи- вающим себя инстинктивно. И подобное имеет место для всех внутренних переживаний, которые тесно свя- заны с процессами дыхания, питания и роста. Поэтому


 

 

необходимо различать между удовольствием дыхания, хорошим тепловым самочувствием, поскольку они яв- ляются внутренними инстинктивными процессами, и между соответствующими им восприятиями чувства жизни. Чтобы достичь области чувства жизни, волна инстинктивного должна до некоторой степени сперва пробиться к «Я-человеку». – Так структура внутренних переживаний, которые посредством указанных процес- сов разыгрываются позади «Я-человека», должна быть приписана «астральному человеку». Снова с названием

«астральный человек» в настоящий момент не должно быть связано ничего другого, кроме того, что здесь указано. И как «Я-человек» берёт из «чувственного мира» свои переживания благодаря органам чувств, так и «астральный человек» – из мира, который дан ему благодаря процессам дыхания, роста и так далее. Этот мир следует пока назвать «жизненным миром».

Но чтобы «жизненный мир» мог быть дан, жизнен- ные органы, вероятно, должны быть построены исходя из мира, располагающегося выше всякой жизни подоб- но тому, как силы для созидания органов чувств распо- лагаются за пределами видимого мира. Этот мир вновь обнаруживает себя своими воздействиями – построе- нием жизненных органов. Отдельные области жизнен- ных процессов – дыхание, согревание, питание и так далее – могут быть обозначены как указание на столь же многие области этого мира. – Можно лишь заме- тить, что области жизненных процессов менее строго разделены друг с другом, чем области чувственных восприятий. Область чувства вкуса, например, строго отделена от чувства зрения; области жизненных про- цессов располагаются ближе: они больше переходят друг в друга. Дыхание переходит в согревание, послед-


 

 

нее – в питание. – Отсюда антропология для чувствен- ных восприятий показывает по существу разъединён- ные органы чувств; для жизненных процессов она по- казывает органы, которые сливаются. Так лёгкое – са- мый главный орган дыхания – тесно связано с органа- ми движения крови, которые служат нагреванию; эти в свою очередь сливаются с органами пищеварения, со- ответствующими питанию, и т.д. – Это является указа- нием на то, что соответствующие области того мира, в котором находятся силы, созидающие жизненные ор- ганы, также стоят друг к другу в ином отношении, чем силы для построения органов чувств. Первые по отно- шению друг к другу должны быть до некоторой степе- ни подвижнее последних. Например, переживания чув- ства вкуса могут встречаться с переживаниями чувства слуха лишь в общем «Я», которому они принадлежат. Зато ощущение роста уже само по себе встречается с тем, которое проявляется в процессе дыхания. Ощуще- ние энергии роста обнаруживается в приятности дыха- ния, согревания и так далее, благодаря усиленной внутренней жизни. Каждое эмоциональное пережива- ние этого рода может совпадать с другим того же рода. Области же чувственных восприятий оказались таки- ми, что для них можно было бы использовать образ ок- ружности, на которой пребывают покоясь отдельные области, между тем как «Я» движется над всеми. Для жизненных процессов из сказанного проистекает дру- гой символ. Их можно представить так, что все они яв- ляются подвижными и каждый может пробегать над каждым.

Однако, между чувственными восприятиями и жиз- ненными процессами существуют также чёткие отно- шения. Возьмите процесс дыхания и соотнесите его с


 

 

восприятием слуха. В обоих случаях внешнему миру противопоставляется соответствующий телесный ор- ган. Это указывает на то, что во внешнем мире прояв- ляется нечто, имеющее отношение и к одному и к дру- гому органу. Вот только выясняется, что в воздухе, на- пример, проявляется двоякое: первое относится к фор- мированию органа дыхания, который поставлен на службу телу; второе касается построения органа слуха. Можно признать, что силы, формирующие орган слуха, должны быть изначальнее, чем образующие орган ды- хания. Ибо в сформированном человеческом теле всё находится в обоюдной зависимости. Человеческий ор- ган слуха может развиваться изнутри наружу только тогда, когда орган дыхания имеет именно такую склонность, которая как раз и обнаруживается. Из ор- ганизма навстречу внешнему миру развивается орган дыхания и орган слуха тоже. Так вот орган дыхания служит только внутренней телесной жизни, а орган слуха должен быть приспособлен к внешнему миру, к области звука. Следовательно, в вырастании органа дыхания из тела стоит обращать внимание только на свойство самого тела; орган слуха должен вырастать так, чтобы соответствовать внешнему звуковому миру. Нет необходимости ни в чём другом, предшествующем закладке органа дыхания: он развивается в соответст- вии с внутренними формирующими силами. Однако орган слуха должен прорастать навстречу уже сущест- вующему зачатку. Его приспособление к внешнему миру должно предшествовать его вырастанию из внут- ренней телесной жизни. – Этим обнаруживается, что силы, формирующие орган слуха в орган восприятия, принадлежат миру, предшествующему и более высо- кому по отношению к другому, в котором находятся


 

 

силы, обнаруживающиеся как таковые и формирующие из тела, как орган слуха, так и орган дыхания. – По- добное может быть показано также на других чувст- венных восприятиях и жизненных процессах. Обратите внимание на чувство вкуса. По отношению к нему сек- реция может быть поставлена в подобное же отноше- ние, как и процесс дыхания к чувству слуха. В слюне рта содержится то, что растворяет продукты питания и делает их благодаря этому ощутимыми на вкус. Раз- мышление, подобное представленному, может выявить более позднее возникновение сил, формирующих орга- ны секреции, по сравнению с силами, благодаря кото- рым возникает чувство вкуса.

Следовательно в человеке можно воспринять в смысле таких размышлений сверхчувственное высокое существо, силы которого, например своими воздейст- виями, обнаруживают себя в созидании человеческих органов чувств. Аналогично можно воспринять другое существо, воздействия которого проявляются при строительстве человеческих жизненных органов. По- следний мир ощущает «астральный человек» как свои инстинктивные внутренние переживания; первый – из- вестен «Я – человеку» как видимая реальность (чувст- венный мир). Однако нельзя прийти непосредственно к откровению ни первого мира через органы чувств, ни второго в астральном человеке.

Было сказано, что в «Я» сверхчувственный мир про- является в его своеобразии как бы сжатым в одной точке; именно в этом же смысле можно признать, что второй из указанных миров проявляется в эмоциональ- ных переживаниях «астрального человека», которые можно обозначить как жизненные инстинкты. В этих переживаниях обнаруживается нечто, с чем сливаются


 

 

в одно другие инстинктивные переживания «астраль- ного человека» и являют образ сверхчувственного ми- ра в том же смысле, в каком образ подобного же мира представляет Я-человек.

«Я-человек» и «астральный человек» представляют собой две части человеческого существа, изживающие себя во внутренних процессах. Чтобы осуществить «Я- человека», силы сверхчувственного мира строят орга- ны чувств. Итак, поскольку человеческое тело является носителем органов чувств, оно оказывается построен- ным исходя из сверхчувственного мира. Теперь этот носитель органов чувств следует назвать физическим телом человека. «Я-человек» пронизывает его, чтобы с его помощью жить в чувственном мире. Согласно этому в физическом теле человека необходимо видеть некое существо, которое построено силами, по своей самобытности родственными самому «Я». Внутри чув- ственного мира физическое тело человека может пока- зываться только в своём видимом проявлении. В соот- ветствии со своей внутренней реальностью оно являет- ся существом сверхчувственного рода. – Чтобы мог осуществиться «астральный человек», другой мир, присоединяющийся как «жизненный мир» к охаракте- ризованному сверхчувственному миру, строит жизнен- ные органы. Силы этого мира оказались родственными тем из переживаний, которые «астральный человек» имеет в жизненных инстинктах. То, что строит физиче- ского человека, обнаруживает себя в указанном выше смысле в чувственном мире. Те силы, которые строят жизненные органы, могут обнаруживаться в физиче- ском мире только в жизненных процессах. Ибо они создают жизненные органы и только через таковые может проявляться жизненный процесс. Сами жизнен-


 

 

ные органы не являются органами восприятия. Отсюда не только силы, строящие жизненные органы, остаются чувственно не воспринимаемыми, но и проявление этих сил в самом человеке не может стать видимым, а может быть только эмоциональным инстинктивным переживанием. Это проявление должно быть названо теперь «эфирным телом человека». (Под «эфирным» необходимо подразумевать только упомянутое здесь, но отнюдь не то, что в физике имеет название «эфир».) Как физическое тело человека относится к «Я- человеку», так и «эфирное тело человека» относится к

«астральному человеку». – Физическое тело по своей сути устроено так, что оно передаёт «Я» чувственные переживания; «эфирное тело» может быть переживае- мо «астральным человеком» непосредственно только эмоционально. Должно быть такое соотношение: «Я» к физическому телу человека относится так же, как «аст- ральный человек» – к «эфирному телу человека». – Так жизненные процессы предполагают наличие сил, кото- рым они сами не служат, но к которым приспосабли- ваются, формируя, исходя из тела в смысле пережива- ний, органы чувств, например орган слуха; а органы чувств, наоборот, предполагают жизненные органы, сохраняясь благодаря их процессам.

Итак, можно различать: 1. Сверхчувственный мир, в котором располагаются силы для созидания органов чувств. 2. Сверхчувственный мир, в котором находятся силы для созидания жизненных органов. Этот мир предполагает первый; отсюда первый мир может быть назван высшим духовным миром, а последний – низ- шим духовным миром. 3. Мир, в котором астральный человек находится в таком отношении к жизненным процессам, что последние проявляются в нём в виде


 

 

жизненных инстинктов. Жизненные инстинкты пред- полагают жизненные процессы, следовательно, второй мир. Этот третий мир следует назвать астральным ми- ром. 4. Мир, в котором благодаря органам чувств про- являются чувственные переживания «Я-человека». Этот мир является физически-чувственным миром.

Из высшего духовного мира образовано физическое тело человека, поскольку оно является носителем орга- нов чувств. Из низшего духовного мира сформировано эфирное тело человека, поскольку оно вновь выстраи- вает жизненные органы. В астральном мире астраль- ный человек вступает в отношение с жизненными про- цессами, так как они проявляются в жизненных ин- стинктах. В физическом мире «Я» человека вступает в отношение с чувственными переживаниями, представ- ляющими собой внешний мир (звук, тон, тепло, свет и т.п.), поскольку чувственные переживания обнаружи- ваются как чувственный мир.


 

 

V. ПРОЦЕССЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ВНУТРЕННЕМ.

 

 

В вышеизложенном «астральный человек» был рас- смотрен лишь со стороны его эмоциональных пережи- ваний как способа отражения процессов, происходя- щих в жизненных органах. Однако эти переживания не являются тем единственным, что свойственно ему. К этим переживаниям прежде всего примыкает способ- ность движения человека. Своё тело человек передви- гает не только по требованию побуждений, разыгры- вающихся на основании жизненных процессов. Им- пульсы к движению заключены во внутренней жизни и в случае её независимости от жизненных процессов. Однако осознание этого показывает, что эти импульсы отнюдь не всегда должны следовать побуждениям «Я- человека»; начинаются они как инстинктивные пере- живания и этим принадлежат той же области, что и ин- стинктивные переживания, смыкающиеся с жизненны- ми процессами, то есть принадлежат «астральному че- ловеку». – Затем предстают как такие переживания

«астрального человека» те, которые можно обозначить как инстинктивные желания (вожделения). Желания возникают на основе чувственных восприятий. Однако самоосознание в отношении чувственных восприятий показывает следующее. Чувственное восприятие, когда оно воспринято «Я-человеком», прежде всего ведёт к суждению. Это суждение, если оно ведёт к желанию, действует затем на «астрального человека». В «Я- человеке» образуется переживание: чувственное вос- приятие является весьма ценным; к нему пробуждается интерес. Если интерес должен теперь превратиться в желание, то суждение должно быть захвачено импуль-


 

 

сом «астрального человека». Кроме того, желания об- разуются на основе переживаний, связанных с жизнен- ными процессами. Однако эмоциональные пережива- ния, указанные выше, ещё не являются желаниями. Пе- реживание голода ещё не есть желание. Оно в форме, подобной суждению, только указывает на жизненный процесс. Желание – это самостоятельное переживание, которое «астральный человек» присоединяет к ощуще- нию голода. Наряду с этим существуют желания, коре- нящиеся в «астральном человеке», не стимулирован- ные жизненными процессами или внешними воспри- ятиями. Некоторые склонности (стремления) принад- лежат к области, выросшей из таких желаний. – Третий род самостоятельных переживаний астрального чело- века выявляется, если обдумать, как между процессом восприятия органов чувств и переживанием «Я- человека» включается ещё кое-что. Это есть «образ», возникающий в ходе взаимообмена между пережива- нием чувств и «Я» на основе первого. Переживание чувств преходяще. Оно продолжается до тех пор, пока орган чувств направлен на объект. «Образ» остаётся. Но этот «образ» ещё не принадлежит суждению, самой деятельности «Я». И всё же судить можно только на основе этого «образа». В «образе» содержится пережи- вание «астрального человека», а не «Я-человека». Этот

«образ» можно назвать также ощущением, если это слово отнести не к самому чувственному пережива- нию, а к его содержанию. Ощущения в этом смысле яв- ляются третьим родом самостоятельных переживаний

«астрального человека». – Как для физического чело- века говорят об органах чувств, для «эфирного челове- ка» о жизненных органах, так для «астрального чело- века» следует говорить об импульсах движения, о же-


 

 

ланиях и об ощущениях. Органы для этих переживаний не могут происходить из самого «астрального челове- ка», так как «астральный человек» должен сперва их иметь, прежде чем он сможет переживать. Эти органы должны быть образованы из мира, расположенного вне

«астрального человека». Но так как «астральный чело- век» в ощущении, желании и движении имеет такие переживания, импульс которых коренится в нём самом, и он до некоторой степени является наблюдателем то- го, что должно разворачиваться в нём самом, то и си- лы, образующие соответствующие органы, могут про- исходить только из сферы, из которой происходит весь

«астральный человек». Сообразно с этим должен быть предполагаем мир, который хотя и располагается вне

«астрального человека», но однако сущностно подобен ему. – Какого рода этот мир, может также открыться тут из того переживания «астрального человека», кото- рое является наивнутреннейшим. Таковым можно при- знать переживание «ощущений» или «ощущений об- раза» – в вышеназванном смысле. В желаниях и в им- пульсах движения, напротив, имеют кое-что, выводя- щее за внутреннее переживание. И желания, и импуль- сы движения наверняка возбуждены из мира, подобно- го миру образов «астрального человека», при построе- нии которых он присутствует как «астральный чело- век». – Теперь можно различать между «астральным человеком», как он переживает самого себя в «образ- ах», в желаниях и в импульсах движения, и «астраль- ным человеком», который является откровением мира, расположенного вне импульса движения и желания. Этот «астральный человек» в отличие от первого дол- жен быть назван «астральное тело» человека. Оно так же мало может быть воспринято чувственно, как и


 

 

«эфирное тело», потому что оно создало не органы для физического восприятия, а только подобные в ощуще- нии, желании и импульсе движения. Относительно им- пульса движения и желания ясно и так, что никакое видимое восприятие они не могут передать; однако признать это следует даже в отношении ощущения, по- скольку оно одинакового рода с силами, создающими

«астральное тело». Впрочем, даже образ, возникающий благодаря чувственному переживанию, отделяется от этого переживания и остаётся в качестве содержания

«астрального человека». Такими же, как и отдельный

«образ» (не такими, как чувственное переживание), должны мыслиться силы, создающие органы «астраль- ного человека». Разумеется, пока этот «образ» пред- ставляют так, как будто его содержание пришло из чувственного переживания, нельзя также правильно представить себе силы, из которых образовано «аст- ральное тело». Ибо для возникновения такого образа необходим орган чувств. Здесь же следует думать об образе подобного рода, но другого происхождения. Образом такого рода является образ фантазии. Пока образ фантазии происходит из одного лишь личного произвола «Я-человека», его, естественно, нельзя при- нимать во внимание для характеристики названного мира. Он должен происходить из реальности, лежащей вне «Я-человека», а также вне «астрального человека».

– Принимая во внимание всё сказанное, можно соста- вить себе представление о том, как должно было созда- ваться «астральное тело». В соответствии с выявлен- ными указаниями, оно является телом образов, коре- нящимся в реальности и возбуждающим из себя силы желания и движения.


 

 

В областях, соответствующих переживаниям чувств, было дано образное представление в виде окружности, по которой распределены отдельные силы, проявляю- щиеся в органах чувств как их действия. В областях, соответствующих жизненным процессам, образ мог быть выбран так, что отдельные соответствующие си- лы движутся друг над другом. Следует сказать «дви- жутся друг над другом», так как отдельные процессы не проникают друг в друга. Дыхание, например, при- ближается к процессу сохранения, потому что через последний должен непрерывно воссоздаваться орган дыхания. Но тем, что орган дыхания испытывает такое влияние процесса сохранения, сам процесс дыхания остаётся неизменным. Оба процесса – дыхания и со- хранения – действуют, таким образом, минуя друг дру- га. – У процессов движения, желания и «ощущения об- раза» это происходит по-другому. Эти три процесса действуют следующим способом. Ощущения образов действенно проявляют себя в желаниях, желания про- должают жить в импульсах движения. Отсюда будет справедливо сказать: когда ощущение образа встреча- ется с силой желания, тогда первое проникает в по- следнее, и содержание ощущения-образа продолжает жить в желании. Таким же образом в движении жела- ние живёт вместе с ощущением образа дальше. Итак, силы того мира, из которого образовано астральное тело, можно наглядно показать, мысля их как три фор- мации сил: формация, соответствующая ощущению образа, влияющая на формацию, изливающую жела- ния, и формация для движения, в которой продолжают жить воздействия обеих первых формаций.

Теперь легко признать, что мир, о котором здесь сказано, что из него происходит «астральное тело», ра-


 

 

вен охарактеризованному в предыдущей главе «аст- ральному миру». Разве только жизненные процессы должны вначале переместиться в жизненные инстинк- ты, чтобы быть импульсами в «астральном человеке». Таким образом, жизненные инстинкты, ощущения об- разов, желания и импульсы движения принадлежат

«астральному человеку», поскольку этот «астральный человек» уже предполагает низший духовный мир, а сам происходит из астрального мира.


 

 

VI. Я-ПЕРЕЖИВАНИЕ.

 

 

В переживании человеком самого «Я» нет ничего, что возбуждено чувственным процессом. Напротив, «Я» воспринимает результаты чувственных процессов в свои собственные переживания и из них создаёт себе структуру своего внутреннего, непосредственного «Я- человека». Таким образом, этот «Я-человек» целиком состоит из переживаний, имеющих своё происхожде- ние вне «Я» и всё же продолжающих существовать в

«Я» согласно соответствующим чувственным пережи- ваниям. Стало быть, они могут быть преобразованы в Я-переживания. Представление о том, как это происхо- дит, можно получить, если рассмотреть переживания так называемого чувства осязания. При чувстве осяза- ния в Я-переживания ничего не входит от предмета внешнего мира. «Я» до некоторой степени излучает своё собственное существо до места соприкосновения с внешним объектом и затем по мере прикосновения заставляет это собственное существо вернуться в себя. Отражающееся собственное существо образует содер- жание восприятия осязания. Почему «Я» не сразу осоз- наёт восприятие осязания как собственное содержа- ние? Потому что это содержание получило контрудар с другой стороны, извне, и теперь возвращается таким, каким отчеканил его этот удар внешнего мира. Итак, Я- содержание возвращается с оттиском, полученным из- вне. Таким образом «Я» воспринимает некоторую осо- бенность внешнего мира как свойство своего содержа- ния. Убедиться в том, что это действительно внутрен- ние Я-переживания, которые лишь восприняли в свою форму особенность внешнего мира, можно только че-


 

 

рез суждение. – Теперь допустим, что переживание

«Я» могло бы не дойти до соприкосновения с внешним объектом. Тот излучает свою сущность, и Я- переживание должно отразиться до момента соприкос- новения. Тогда внутри «Я» должно возникнуть пере- живание, подобное переживанию осязания; только благодаря более слабому сопротивлению «Я» в про- цесс его переживания вступает нечто, например про- никновение внешнего. Процесс обоняния действитель- но может быть охарактеризован как такой процесс. – Если же удар извне так силён, что внешнее излучение вгрызается в процесс переживания «Я», тогда извне произойдёт проникновение, и если только внутренний процесс переживания оказывает некоторым образом сопротивление, он может и замкнуться от своеобразия внешнего мира. Но в том случае, когда процесс Я- переживания воспринял в себя извне поток, он теперь несёт его в себе как собственную внутреннюю сущ- ность. В таком роде можно охарактеризовать чувство вкуса. – Но вот если «Я» несёт навстречу внешнему бытию не свой собственный изначальный поток пере- живания, а такое существо, которое само «Я» воспри- няло снаружи, в этом случае внутреннему пережива- нию может быть напечатлено извне некое свойство, которое извне само первоначально было внесено во внутреннее. Тогда во внутреннем переживании, кото- рое само сперва переместилось внутрь из внешнего мира, запечатлевается внешний мир. Таким представ- ляется чувство зрения. В связи с ним происходит так, как если бы внешний мир должен был совершить это с самим собой внутри Я-переживания. Как если бы он сначала послал в человека некий элемент своего суще- ства, чтобы потом этому элементу напечатлеть свою


 

 

особенность. – Теперь допустим далее, что внешний мир словно целиком заполняет процесс Я-переживания тем, что он послал во внутреннее с помощью органа чувств; тогда внутреннее продолжает переживать в чувственном восприятии характерное свойство внеш- него, несмотря на то, что внутреннее переживание и внешний мир противостоят друг другу. И проникнове- ние со стороны внешнего мира затем обнаружится как нечто однородное с внутренним. «Я» переживает внешнее и внутреннее как однородное. Так происходит в чувстве тепла. – Теперь сравним переживание чувст- ва тепла с жизненным процессом согревания. Впечат- ление тепла следует признать чем-то подобным теплу, пережитому в самом внутреннем и заполняющему это внутреннее.

У чувств обоняния, вкуса и зрения можно говорить о некоем проникновении внешнего мира в Я- переживания. Через чувство тепла внутренняя жизнь наполняется своеобразием внешнего мира. У чувств равновесия, собственного движения и жизни возвещает о себе чувственное восприятие изнутри. Через них «Я» переживает своё внутреннее физическое осуществле- ние.

У чувства слуха имеет место другое. Тут внешнее существо позволяет Я-переживаниям подходить к себе уже не так, как, например, у чувства осязания. Внешнее существо не внедряется внутрь Я-переживаний, как у чувств обоняния, вкуса и зрения, а словно бы озаряется Я-переживаниями, оно позволяет им приблизиться к себе. И только тогда оно противопоставляет им собст- венные силы. «Я» благодаря этому должно пережить нечто подобное расширению себя во внешний мир, а именно перемещение этого Я-переживания наружу.


 

 

Такое соотношение можно признать у чувства слуха. (Кто сопоставляет не абстрактно, тот не будет возра- жать, что, например, подобное расширение себя имеет место также у чувства зрения. Восприятие тона суще- ственно отличается от зрительного восприятия. В цвете Я-переживание как таковое содержится в ином смысле, чем в тоне.) В ещё более высокой мере это расширение Я-переживания в окружающий мир дано в чувстве зву- ка и в чувстве понятия.


 

 

VII. МИР, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

 

 

Чтобы охарактеризовать астрального человека, следует указать на триаду: ощущение-образ, желание и им- пульс движения. «Я-человек», насколько он пережи- вает себя непосредственно в процессах своих чувств, проявляет себя как единство. Все чувственные пережи- вания, как показывают предшествующие рассмотре- ния, являются лишь различными модифицированными или разделёнными на категории Я-переживаниями. Че- ловек в процессе переживания самого «Я» находится в непосредственном отношении со сверхчувственным миром. Другие Я-переживания ему сообщаются по- средством органов. И в многообразии чувственных об- ластей с помощью органов обнаруживаются Я-пережи- вания. – На примере двух органов – чувства понятия и чувства звука – можно теперь до известной степени легко проследить развитие чувственной способности. В процессе восприятия какого-либо понятия оказывается, что это новое понятие воспринимается понятием, при- обретённым человеком в предшествующей жизни. Че- ловек оказывается смышлёным в отношении понятия, которое подошло к нему, в той мере, в какой он прежде воспринимал то или иное понятие. Итак, процесс узна- ния понятия заключается в раскрытии человеком себя и в погружении воспринятого в структуру уже имею- щегося понятийного организма. Развивающаяся тут жизнь распускается вовне, а коренится в понятийном организме. – Подобное имеет место и для чувства зву- ка. Человек открывается новому звуковому значению по мере того, как он уже усвоил другие значения. Че- ловек действительно несёт в себе понятийный и звуко-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: