Предисловие ответственного редактора 4 страница


 

 

вой организмы. Прежде чем могут развернуться Я- переживания благодаря понятийному и звуковому ор- ганизмам, оба уже должны существовать. Я-человек не может влиять на построение этих звукового и понятий- ного организмов посредством сил, заложенных в жизни чувств. И необходимо ещё третье. Свой процесс пере- живания «Я» развивает до некоторой степени во все стороны. В этом процессе переживания оно не может переживать само себя. Его собственное переживание должно противиться самопереживанию. Самому себе оно противопоставляет ощущение себя. Видно: Я- ощущение, переживания чувств понятия и звука при- носятся навстречу «Я» через три организма. К двум другим можно причислить ещё организм «Я». Если придерживаться избранного выше образа, то можно сказать, что Я-переживание развивается всесторонне; на одной стороне оно коренится в равном ему сверх- чувственном мире и устремляется в организм понятия и в организм звука так, что его собственное пережива- ние развивается ему навстречу, как если бы оно приво- дило к развёртыванию, подобно цветку, организм «Я», организм понятия и организм звука. – Если теперь представить себе человека существом чувственного мира, к которому присоединено указанное направле- ние, то следует думать о противоположности сверху и снизу. «Сверху-вниз» – это одно направление, по кото- рому разворачивается Я-переживание; «снизу-вверх» этому развёртыванию противопоставляет себя Я-орга- низм, навстречу которому прорастает Я-переживание. Как у растения листья присоединяются с помощью че- ренка листа, распускаясь снизу вверх, так сверху вниз образования организмов понятия и звука присоединя- ются к организму «Я». – Теперь после вышеупомяну- того справедливо сказать: если изначальное Я-пережи-


 

 

вание развивается из сверхчувственного мира, то для образования организмов «Я», понятия и звука можно принять, что в их осуществлении работают силы, имеющие одинаковый материал, находящийся в Я-пе- реживании. Только используют они этот материал для строительства в тех образованиях, которые должны уже присутствовать тут, когда чувственно воспринима- ется Я-переживание. Отсюда сразу вытекает, что Я-пе- реживание человека происходит из сверхчувственного мира, но его можно воспринимать только при условии укоренения в организме, являющемся по своему уст- ройству организмом «Я», организмом понятия и орга- низмом звука. Можно даже сказать – один организм, развивающийся в эти свои три органа чувств. – В до- полнение к этому следует учесть данное выше описа- ние астрального тела. На его сущность указывают ощущение-образ, желание и импульс движения аст- рального человека. Теперь можно легко согласиться, что в Я-организме дан ощущение-образ, возникший не через чувственное переживание. Ибо Я-организм – это ведь само Я-переживание, противопоставленное себе в противоположном направлении. В организме понятия можно обнаружить силы, раскрывающиеся как жела- ние во внутреннем человека – в астральном человеке. При точном осознании легко заметить в притяжении, которое имеет этот организм понятия для вновь прихо- дящего понятия, желание этого организма понятия. По- добное же справедливо для организма звука. Он разви- вает это желание для новых значений. Отсюда в осу- ществлении организмов «Я», понятия и звука можно познавать деятельность «астрального тела».

Допустим, существо, переживающее «Я» не во внутреннем, как например человек, а наблюдающее его снаружи, могло бы проследить возникновение Я-орга-


 

 

низма, организма звука и организма понятия. Веро- ятно, такое существо воспринимает сам процесс Я-пе- реживания так, что оно не позволяет войти в себя ни- чему от этого процесса переживания «Я», но только доходит до границы и на этой границе отражает ре- ально существующее «Я» в реально существующее

«Я». Видно, что этим дана противоположность так на- зываемому чувству осязания. В чувстве осязания каса- ются внешнего мира и ничего от его сущности не при- нимают. Так и в отношении вымышленного существа к

«Я». Однако, в то время как в чувстве осязания «Я» че- рез прикосновение возбуждает только свои соб- ственные переживания, следовательно, переживает только своё собственное содержание, то предполо- женное существо вдвигает в Я-переживания собст- венное содержание, так что это содержание внутри Я- переживаний превращается в Я-восприятие. Итак, если

«Я» воспринимает само себя, то происходит это вслед- ствие его деятельности, которая одинакова по содер- жанию с его собственным переживанием и отличается от собственного переживания только тем, что она по- казывает ему его собственное существо снаружи, в то время как «Я» может переживать это существо лишь в самом себе. – У чувства понятия то вымышленное су- щество при соприкосновении с «Я» теперь не только отражает переживание понятий, но и отодвигает их на- зад в процесс Я-переживания, так что они тут форми- руются в структуру понятийного организма. К этим понятийным переживаниям ничего не нужно добав- лять, а нужно только сохранять их внутри процесса пе- реживания понятий. – Однако у организма звука со- хранения было бы недостаточно. К понятию необхо- димо кое-что присоединить, если оно должно стать звуком. Гипотетически вымышленное существо долж-


 

 

но было бы переправить кое-что от своего собст- венного содержания в процесс Я-переживания. – Обзор указанных отношений показывает, что в организм «Я» извне отражается только собственное существо «Я»; в организме понятий собственное Я-переживание в дру- гом виде может направляться назад само в себя через внешнее; тогда как в организме звука в процесс Я-пе- реживания переливается кое-что из самой сущности внешнего мира. То вымышленное внешнее существо должно было бы воспринять образование Я-организма как перевёрнутое переживание осязания. А формиро- вание организма понятия оно должно было бы ощу- тить, как человек ощущает свои собственные жизнен- ные процессы благодаря чувству жизни. Различие су- ществовало бы только в том, что в чувстве жизни ощущают внутреннюю структуру; а то вымышленное существо своим соответствующим чувством должно было бы ощутить тот способ, каким это встраивается в Я-переживание человека. В таком случае в чувстве звука имеет место вливание извне. Если бы это должно было пережить вымышленное внешнее существо, то это произошло бы через перевёрнутое чувство собст- венного движения. Через чувство собственного движе- ния человек воспринимает собственные движения; че- рез переворачивание чувства собственного движения то существо ощутило бы продвижение собственной ре- альности в процесс Я-переживания. Оно пережило бы себя в исполнении внешнего движения Я-человека.

Так собственные жизненные процессы в человеке должны лежать в основе чувства жизни. Жизненные процессы, как было показано, можно разделить сле- дующим образом: дыхание, согревание, питание, выде- ление, сохранение, рост и порождение. Теперь процесс при образовании органа понятия, в самом деле, можно


 

 

представить себе как порождение, направленное сна- ружи внутрь, а образование организма звука как врас- тание в Я-переживание некой части вымышленного внешнего существа. Только необходимо представить себе, что сами Я-переживания используются как мате- риал для этого порождения и роста.

Теперь через расширение принятого способа рас- смотрения можно также объяснить и другие чувствен- ные переживания относительно того, что за ними сто- ит. – Для чувства слуха переживание представляется так, что тон указывает на внешний объект, а сам орган слуха – на деятельность, благодаря которой он образо- ван подобно тому, как организм понятия образован с помощью перевёрнутого чувства жизни, а организм звука – через перевёрнутое чувство собственного дви- жения. Теперь допустим, что в своём перевёрнутом бытии обнаруживается чувство равновесия. Оно вме- сто того, чтобы способствовать в человеке процессу поддержания равновесия по отношению к трём внеш- ним направлениям пространства, своим переворотом создало бы направленное внутрь некоего другого су- щества сопротивление по отношению к трём направле- ниям пространства. Если же предполагаемое выше внешнее существо по отношению к человеку действи- тельно установило себя так, что излило бы в него свою собственную природу и внутри него привело бы к со- противлению по отношению к трём пространственным направлениям, тогда оно могло бы действовать таким образом: сущность, излитая во внутреннее Я-пережи- вания, воспринимается как внутреннее переживание, но деятельность перевёрнутого чувства равновесия не ощущается, а действует подобно силе, формирующей перевёрнутым чувством жизни организм понятия и пе- ревёрнутым чувством собственного движения – орга-


 

 

низм звука. Перевёрнутое чувство равновесия в таком случае действует органообразующе в устройстве слуха. Так тон указывает на внутреннее внешнего, которое вливается в Я-переживание; орган слуха указывает на перевёрнутое чувство равновесия, которое в человеке собрало и органически включило образы его собствен- ного существа подобно тому, как, например, перевёр- нутое чувство жизни собирает и присоединяет пережи- вания понятий. Если затем предполагаемое внешнее существо согласно его природе действительно воспри- нимается как тон, который внедрён перевёрнутым чув- ством равновесия, то можно также представить, что в основе возникновения устройства слуха лежит процесс, который делает орган способным воспринять внешнее существо согласно его собственному содержанию, вливающемуся во время контакта с человеком в каче- стве тона в Я-переживание, тогда как перевёрнутое чувство равновесия представляет деятельность, кото- рая лежит в основе тона и которая навстречу пережи- ванию тона сформировала, исходя из организма, уст- ройство слуха.

Чтобы объяснить чувство тепла, следует предста- вить себе переворачивание переживания обоняния. В чувстве обоняния в человека проникает внешнее веще- ство, а переживание обоняния – это непосредственное взаимоотношение с веществом. Переворот имел бы ме- сто, если бы предполагаемое внешнее существо со- стояло из содержания ощущения тепла и было бы про- низано деятельностью, вступающей с человеком в не- посредственную взаимосвязь. Тогда позади содержа- ния ощущения тепла находилась бы деятельность, формирующая зачаток тепла. Характер её таков, что ею изливается тепло, как пахнущим веществом – запах. – Как запах распространяется во внешний мир во все


 

 

стороны, так и ту деятельность следует представить устремляющейся во все стороны из человека и в этом устремлении развёртывающей органообразующую си- лу для чувства тепла. И как чувством обоняния про- является внешнее вещество, так и этой деятельностью должно обнаруживаться внутреннее человека. Такое обнаружение имело бы место, если бы в основе дея- тельности, стремящейся наружу, лежал бы некий род жизненного процесса, то есть, если бы эта деятель- ность наполняла человека своей собственной сущно- стью. С этим в основе чувства тепла лежит некий род питания человека веществом, которое обнаруживается в соответствии со своим содержанием в переживании чувства тепла.

Для разъяснения чувства зрения нужно представить переворачивание переживаний вкуса. Если бы через внешнюю деятельность существа, гипотетически при- нятого выше, осуществлялся орган зрения так, что, на- пример, цвет наполнял бы это существо, но при этом он был бы всецело пронизан деятельностью, представ- ляющей собой перевёрнутый вкус, то эту излучаю- щуюся вкусовую деятельность можно было бы помыс- лить как органообразующую силу чувства зрения. Де- ло, пожалуй, обстоит так, что действие внешнего веще- ства ощущают не как при переживании вкуса, а таким образом, что то существо изливает лучащийся вкус на- встречу самому себе из человеческого внутреннего. Как у вкуса происходит изменение вещества, осущест- влённое человеком, так и то внешнее существо должно было бы заниматься изменением человеческого внут- реннего. Однако такое имеет место во внутренних жизненных процессах, например в согревании. Согре- вание в человеке должно получаться от вкуса, излу- чающегося из внутреннего. Только это согревание про-


 

 

являлось бы не так, как внешний тепловой процесс, по- тому что оно имеет в веществе не внешнее тепло, а кое-что равное по своему содержанию переживанию чувства зрения. Видно, что в этом согревании, которое дано через деятельность, основанную в цвете вымыш- ленного существа и излучающуюся из внутреннего че- ловека, заключена сама внутренняя природа света. Не зрительное переживание, а внутренняя природа света, лежащая позади зрительного переживания, возбуждает согревание, живущее в органообразующей силе чув- ства зрения, как в переживании вкуса живёт вещество в обменной связи с чувством вкуса.

Чувство вкуса можно также охарактеризовать как перевёрнутое чувство обоняния. Только здесь перево- рачивание имеет другое значение, чем при сравнении чувства вкуса и чувства зрения. Представьте себе, что в органе обоняния имеет место такой переворот, кото- рый не посылает во внутреннее человека запах ни от одного вещества, а при соприкосновении может отпря- нуть, в таком случае на самом деле был бы дан аналог человеческого органа вкуса. Однако, само человече- ское внутреннее надо бы поместить на место принятого выше внешнего существа. То есть, для чувства обоня- ния во внутреннем человека необходимо предположить существо одинаковое с тем вымышленным внешним. Но в то время как то гипотетическое существо застав- ляет свою природу приблизиться к человеку извне, для чувства обоняния его копия уже должна быть заклю- чена в человеке. Поскольку человеческий организм представляется возбудителем обоняния, он полон чуж- дого, по-существу внешнего для него. Внешнее пре- вратилось во внутреннее и развило из внутреннего та- кие силы, которые и были деятельными в образовании органов зрения, слуха и тепла. – Ясно, что в чувстве


 

 

обоняния должно обнаруживаться кое-что, что само может быть приравнено внутренней реальности внеш- него. И если чувство вкуса является переворотом этого, то правомерно сказать: то, что врывается в человека при переживании вкуса как откровение извне, есть то же, что действует во внутреннем в органе обоняния. Но тогда между чувством вкуса и чувством обоняния су- ществует место, где внешний и внутренний миры про- являются как равные. И можно представить себе, что за переживанием запаха стоит нечто, проявляющее себя во внутреннем человека действительно органообра- зующе как вещество внешнего мира, а именно в сози- дании органа вкуса. Итак, орган вкуса созидается ве- ществом внешнего мира. – А в органе обоняния сле- дует тогда представить только само вещество, улету- чивающееся наружу, которое как таковое воспринима- ется непосредственно в переживании запаха. Ощуще- ние запаха соответственно является как бы самовос- приятием вещества, а орган вкуса – самооживлением вещества.

Эти рассуждения должны указать на то, что за пе- реживаниями чувств не следует представлять больше ничего материального, а только духовно реальное. То- гда переживания чувств являются проявлением духов- ного. Чувственным наблюдением непосредственно об- наруживается чувственное переживание, а не духовное, стоящее позади него.


 

 

VIII. МИР, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРГАНОВ.

 

 

Если из рассмотрения Я-переживания в организме «Я», в организмах понятия и звука проявился образ, подоб- ный некой растительной форме, которая устремляется сверху вниз, то всего остального человека можно пред- ставить противопоставляющим себя снизу вверх про- цессу Я-переживания, а оно своим течением сверху вниз задерживает его, до некоторой степени загоняет обратно в самого себя. В этом остальном человеке дано существо, вступающее в бытие через рождение. Это существо является временнóй предпосылкой того, чтó

– в вышеуказанном образе – стремится сверху вниз. Итак, можно сказать, что противопоставляющее себя снизу вверх процессу Я-переживания вступает на Землю с рождением. Следовательно, в этом человече- ском существе уже должны быть развёрнуты описан- ные выше виды деятельности, образующие чувствен- ные органы. Кроме того, образование этих чувствен- ных органов можно представить только в следующем виде: силы, формирующие чувственные органы, вон- заются, как потоки, в человека, стремящегося снизу вверх. В это время является лишь образ сил, устрем- ляющихся с различных сторон. Эти силы окружают че- ловека и вновь должны со своей стороны встретить препятствие, подобное препятствию, которое Я-пере- живание, изливающееся сверху вниз, встречает во всём человеке, стремящемся снизу вверх. Это препятствие дано, если представить себе силы, образующие органы чувств, противопоставленными тем силам, которые существуют в жизненных процессах. Представьте себе


 

 

перевёрнутое чувство равновесия стремящимся на- встречу деятельности силы тона, и вы получите уст- ройство органа слуха; чтобы получить устройство ор- гана тепла, следует представлять себе перевёрнутое чувство обоняния стремящимся навстречу силе пере- живания тепла. Орган тепла простирается по всему че- ловеку. Этот факт складывается в образ, если перевёр- нутому чувству вкуса дают протекать в противополож- ном направлении, как и перевёрнутым чувствам обоня- ния и равновесия. Кроме того, перевёрнутое чувство обоняния пересекает всё тело, а с другой стороны про- текает перевёрнутое чувство вкуса, чтобы оказаться силой переживания света в качестве органообразую- щего для чувства зрения. Тогда в самом чувстве вкуса органообразующе действует вещество, проявляющееся в чувстве обоняния и находящее своё препятствие в ор- ганизме, который созидался посредством остальных чувств. В чувстве обоняния внутреннее вещества уст- ремляется навстречу внутреннему вещества. Тут при- ходят к образу окружности, из которой исходят орга- нообразующие силы, чтобы действовать в человеке, как в центре окружности. Если бы действовали органо- образующе только эти силы, то должна была бы полу- читься совсем другая форма и другое устройство орга- нов чувств, чем это имеет место в действительности. – И это возможно только тогда, когда органообразующие силы вновь затормаживаются в самом своём развёрты- вании. – Допустим, что органообразующая сила уст- ройства слуха в одном месте усиливается, в другом ос- лабляется, затем в каком-либо месте она даёт о себе знать особенно сильно. Однако такое случается тогда, когда на сами органообразующие силы действуют ещё и другие силы. Теперь возникает вопрос: указывает ли


 

 

что-либо в человеке на то, что вне его существуют ещё и такие силы? Нечто особенное обнаруживается тут прежде всего в жизненных процессах. Они продолжа- ются, даже если переживания чувств покоятся во сне. Это показывает, что в их органах должны быть обра- зующие силы, действующие даже в том случае, когда чувства выключены. Следовательно, силы, образую- щие органы чувств, в известной степени являются только одной стороной органообразующей деятельно- сти. Жизненные процессы, прежде чем они смогут су- ществовать, должны быть подготовлены органообра- зующими силами жизненных органов. Таким образом силы, лежащие в основе жизненных органов, в челове- ческом сознании стоят ещё глубже, чем силы, строя- щие органы чувств. В органах чувств силы показывают свои действия, выявляющиеся через органы чувств. А в жизненных органах обнаруживаются не строящие их силы, а только их результаты, то есть сами органы. Через орган тепла ощущают тепло, через чувство жизни – жизненные органы. Значит, возникновение жизненных органов предполагает другой мир, нежели образование органов чувств. Однако же органы чувств должны всё-таки гармонично приспособиться к жиз- ненным органам. То есть, чтобы могли возникнуть ор- ганы чувств в их соответствующей форме, в силах, строящих жизненные органы, уже должны быть за- датки для чувств. Этим вновь дано указание на мир, в котором формирующие силы жизненных органов дей- ствуют так, что закладывают органы чувств в эти жиз- ненные органы, но сами органы чувств в них ещё не формируют. Только после того, как жизненные органы сформированы, в облик этих жизненных органов они напечатлевают органы чувств. Однако не следует счи-


 

 

тать, что все органы чувств подобным образом уже на- ходятся в органообразующих силах жизненных орга- нов. Органы так называемого чувства осязания вовсе не нуждаются быть расположенными внутри. Ведь они только отражают переживания жизненных органов в самих себя. Но и чувство жизни, чувство собственного движения и чувство равновесия не нуждаются в чём- либо, имеющем значение только тогда, когда органы чувств напечатлены жизненным органам. Итак, то, что в самих органах чувств относится к эмоциональным переживаниям чувства жизни и чувства собственного движения, в обозначенных задатках не содержится. Но этим указывается на мир, в котором находятся органо- образующие силы жизненных органов и зачатки орга- нообразующих сил чувств слуха, тепла, зрения, вкуса и обоняния. – Однако, если органы чувств напечатлева- ются уже существующим органам жизни, то, вероятно, формирующие силы органов жизни должны заложить основу в эти жизненные органы. На основании этого жизненные органы развивают жизненные процессы, а в эти жизненные процессы органообразующие силы чувств излучают свои потоки. Таким образом, в жиз- ненных органах эти органообразующие силы имеют препятствие. Их деятельность наталкивается на это препятствие. Чувства могут развиваться только там, где это позволяют жизненные органы. Изображение человека показывает, что в противоположности «слева- направо» и «справа-налево» дано то, что принимается во внимание при размещении названных органов чувств. И по симметричному строению человека в этих направлениях вновь обнаруживают, что жизненные ор- ганы и органы чувств относятся друг к другу двояким образом. Стоит только рассмотреть органы чувств че-


 

 

ловека относительно направления «вперёд», как можно получить, например в отношении уха, картину, со- гласно которой правое ухо сформировано слева на- право, поскольку оно своим происхождением обязано той стадии, на которой господствуют силы, образую- щие жизненные органы, и превратилось потом в орган чувств благодаря тому, что справа налево только что охарактеризованному формообразованию противо- стоят силы, образующие органы чувств. Обратное сле- дует отнести к левому уху. И подобное необходимо принять во внимание для других симметрично распо- ложенных органов чувств.

Поскольку человек является существом, имеющим благодаря органам чувств переживания, его происхож- дение можно искать в том мире, о котором выше ска- зано, что из него происходит астральный человек. Если учесть теперь, что сами перевёрнутые переживания чувств являются силами, образующими органы чувств, то можно допустить, что о мире, из которого происхо- дит астральный человек, говорится тогда, когда пред- полагают существо, формирующее органы чувств по- средством сил, ударяющих до некоторой степени из- вне. Затем выяснилось, что при образовании органов чувств перевёрнутые переживания чувств вливаются во внутреннее человека. Следовательно, этими силами возбуждаются ощущения образов. Но ощущения обра- зов наряду с желанием и импульсами движения явля- ются тем, что указывает на астральное тело человека. Теперь представьте себе силы, образующие органы чувств, уже как переворачивание импульсов движения и желаний, и вы получите представление о том, как ас- тральное тело человека в качестве создателя организма чувств взято сюда из чувственно невоспринимаемого


 

 

мира. – Этим предполагается мир, лежащий в основе мира чувственных переживаний, названный «астраль- ным миром». В таком случае всё, что человек пережи- вает чувственным образом, необходимо принять в ка- честве непосредственной реальности и предположить скрывающееся в этом астральное. Первое следует на- звать физическим миром. В основе его лежит астраль- ный мир. Теперь выяснилось, что в основе последнего лежит ещё другой. В этом другом коренятся органооб- разующие силы жизненных органов и задатки для чувств слуха, тепла, зрения и вкуса. Так как этот мир содержит формообразующие силы для жизненных ор- ганов, то можно сказать, что даже сам человек, по- скольку он в своём теле имеет формообразующие силы жизненных органов, происходит из него. Если теперь сумму сил (в смысле стр. 52), формирующих в чело- веке жизненные органы, назвать «эфирным» телом че- ловека, то можно признать, что это эфирное тело полу- чает своё начало в мире, лежащем выше астрального. Так вот этот мир назван «низшим духовным миром», причём для этого названия вновь не следует вообра- жать ничего другого, кроме указанного здесь.

Среди жизненных процессов есть три, органы кото- рых указывают на мир, в котором, согласно изобра- жённому выше, следует искать источник жизненных органов. В порождении живое физическое тело повто- ряет свои собственные образы, в росте оно добавляет к существующему новое из вещества этого существую- щего; в сохранении существующее действует на суще- ствующее, а в выделении оно отделяет из жизненного процесса кое-что из того, что имело в себе вначале. Итак, это те жизненные процессы, которые разыгры- ваются внутри самих жизненных органов. У питания,


 

 

согревания и дыхания это происходит не так. Эти про- цессы возможны лишь тогда, когда жизненные органы воспринимают что-либо из внешнего для них мира.

Среди чувственных переживаний существует пять, органы которых подобным образом указывают на мир, в котором следует искать происхождение органов, со- ответствующих другим чувственным переживаниям. В соответствии с вышеизложенным чувство вкуса явля- ется перевёрнутым чувством обоняния в таком роде, что орган вкуса поворачивает внутрь переживание, ощущаемое чувством обоняния во внешнем веществе, так что чувствуют запах вещества, находящегося уже во внутреннем тела. Таким образом, чувство вкуса предполагает вещество, находящееся уже в организме. Орган обоняния однако предполагает вещество внеш- него мира. Для чувства зрения из вышеуказанного рас- суждения вытекает, что его орган возникает, когда в этом возникновении действует существо, которое с цветовыми переживаниями обращается не так, как это происходит при воспринимании их чувством зрения, а приводит цветовые переживания к деятельности про- тивоположной той, из которой строится орган вкуса. Итак, если в организме существует расположение к та- кой деятельности, то может возникнуть орган зрения благодаря тому, что существующая прежде склон- ность к органу вкуса преобразуется в орган зрения. Следовательно, в то время как орган обоняния немыс- лим без контакта с внешним веществом, и орган вкуса является органом обоняния, обращённым внутрь, то есть предполагает вещество, существующее во внут- реннем, орган зрения может осуществиться, если орган вкуса, находящийся в зачатке, не доводится до конца как таковой, а преобразуется во внутреннем. Тогда


 

 

должно излиться и вещество на внутреннем пути к этому органу. С органом тепла это происходит таким же образом. То же самое возможно по такой же при- чине, которая указана для органа зрения, когда во внутреннем рассматривают орган обоняния, удержан- ный и преобразованный в своём формировании. (Вме- сте с тем, орган вкуса следовало бы рассматривать просто перевёрнутым, стало быть, к концу своего фор- мирования вывернутым наизнанку, а орган тепла пре- образованным органом обоняния.) Орган слуха в по- добном смысле оказался бы преобразованным органом равновесия, орган звука – рано задержанным в своём формировании органом чувства собственного движе- ния, а орган понятия – немедленно по возникновении преобразованным органом чувства жизни. Итак, обра- зование этих органов не предполагает наличия ника- кого внешнего вещества, но только оказывается необ- ходимым захватывание вещества, устремляющегося во внутреннее, высшими формирующими силами, како- выми являются силы, господствующие в чувстве обо- няния.

Для органа обоняния, напротив, необходим контакт с внешним веществом. Чувство равновесия предпола- гает, правда, не контакт с внешним веществом, а пожа- луй – связь с тремя направлениями пространства. Но если бы эти направления были такими в пустом про- странстве, то чувства равновесия не было бы; оно мо- жет существовать только в случае заполнения про- странства веществом и пронизания этого заполненного веществом пространства силами, с которыми приво- дится в связь человеческое тело. Но к этим силам, если взаимосвязям следует осуществиться, должны иметь отношение другие силы. Итак, тело человека в себе


 

 

должно противопоставлять три силы в своём соб- ственном веществе трём силам вещества, заполняю- щего пространство. Следовательно, человеческое тело должно иметь орган, не только состоящий в таком от- ношении с внешним веществом, как орган обоняния, но с помощью которого могут ощущаться три силовых направления этого вещества. Выше уже было показано, что перевёрнутое чувство равновесия можно предста- вить деятельным при образовании органа слуха. Теперь предположите, что это перевёрнутое чувство равнове- сия выводит за пределы образования органа слуха су- ществующий зачаток слуха, то есть это формирование не заканчивается в тот момент, когда оно стало орга- ном слуха, а развивается дальше. Тогда из зачатка слуха возник бы орган равновесия. Подобно этому можно теперь представить, что перевёрнутое чувство собственного движения выводит зачаток органа звука за пределы свойств звукового устройства. Тогда через соответствующий орган человек воспринимает не звук, а ощущает существующие связи с силами внешнего вещества. И если перевёрнутое чувство жизни вывело бы орган понятия далеко за пределы его формирова- ния, то через соответствующий орган ощутилась бы связь собственного вещества с внешним веществом. А чтобы такое было возможно, вещество должно не только оказаться действенным в человеческом теле, но оно должно суметь, не касаясь тела, в нём же извне внутрь пустить в ход свои силы. Тогда в чувстве рав- новесия, чувстве собственного движения и в чувстве жизни были бы даны три органа, которым для их воз- никновения был бы необходим внешний мир. Но у чувства осязания это ясно без лишних слов, так как оно ведь посредством скрытого суждения познаёт внешний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: