Предисловие ответственного редактора 5 страница


 

 

мир, значит, внешний мир предполагается как непре- менное условие. – Таким образом, можно сказать, что в органах вкуса, зрения, тепла и слуха даны органы, ко- торые в организме могут быть образованы благодаря силам вещества, струящегося в нём; внешнее вещество со своими силами оказывается предпосылкой для чувств обоняния, равновесия, собственного движения, жизни и осязания.

Как жизненные органы в дыхании, согревании и пи- тании, так и органы названных органов чувств указы- вают на материальный внешний мир. Зато выделение, сохранение, рост, порождение, организмы вкуса, зре- ния и слуха, звука, понятия и «Я» предполагают внут- ренние принципы образования, которые могут дейст- вовать только в погружённом внутрь веществе.


 

 

IX. ВЫСШИЙ ДУХОВНЫЙ МИР.

 

 

Если теперь предположить, как это сделано выше, что образующие силы для жизненных органов и зачатки для сил органов чувств находятся в низшем духовном мире, то для формирующих сил жизненных органов, господствующих в этом мире, существует различие между теми, которые предполагают вещество, погру- жённое внутрь, и теми, которые формируют свои ор- ганы для приёма вещества извне. Легко увидеть, что последние вновь являются предпосылкой первых. Так как не будь в самом веществе возможности погру- зиться внутрь, оно не смогло бы прийти к деятельности в самом себе. Значит в веществе должны господство- вать силы, делающие его способным вызывать самому себе противодействия из внешнего. И вышеприведён- ное изложение показало такие противодействия веще- ства самому себе. Перевёрнутые чувства жизни, собст- венного движения и равновесия, чтобы вызвать внут- ренние формирования, несут в себе скрытую возмож- ность действовать активно, как само вещество, без ис- пользования внутренних принципов формирования как таковых. Они ведь действуют не только внутри, но и вне их предела. Если теперь представить себе эти три перевёрнутые чувственные деятельности действую- щими так, что они не наталкиваются ни на один сфор- мированный внутренне орган, а напротив, характер их действия не изменяется, тогда они достигают границы, где они должны вернуться в самих себя. Значит, у этой границы вещество как бы отбрасывается назад само в себя; оно себе препятствует в самом себе. У этой гра- ницы как бы дано то, что, вероятно, можно назвать бы-


 

 

тием вещества в бытии вещества. А этим указано на возможность того, что органы, использующие внут- реннее вещество, возникают из мира, в котором веще- ственно-внешнее превращается в вещественно-внут- реннее. В этом мире должны бы покоиться первые за- датки как для тех органов жизненных процессов, кото- рые обеспечиваются погружённым внутрь веществом, так и для тех, которые используют внешнее вещество. А в силах, приводящих внешнее вещество к погруже- нию внутрь, уже должны бы существовать задатки для этого погружения. Как силы в самих жизненных орга- нах указывают на мир других сил, из которого сначала формируются жизненные органы, так жизненные ор- ганы с внутренним вещественным потоком указывают на зачатки из ещё более высокого мира, исходя из ко- торого они формируются. Мы подведены к тому, чтобы указать на внешний мир, который может раз- жигать в себе самом внутренний мир через противо- положность чувства жизни, чувства собственного дви- жения и чувства равновесия. Этот мир, конечно же, можно назвать «высшим духовным миром». Что же в нём следовало бы искать? Не те силы, которые вообще формируют жизненные органы, а те, которые насаж- дают их образам задатки стать жизненными органами. Однако эти силы необходимо представлять себе как противоположности чувства равновесия, чувства соб- ственного движения и чувства жизни. Если эти силы, прежде чем они доберутся до границы своей деятель- ности, удерживаются внутренними процессами форми- рования в органах, уже охваченных формообразова- нием, то они из таких задатков органов создают органы слуха, звука и понятия. Что же происходит, если они доходят до границы той деятельности, которая заклю-


 

 

чена в их собственном характере? Если в органе поня- тия навстречу перевёрнутому чувству жизни не высту- пило бы нечто, что перевёрнутым чувством жизни мо- жет быть только преобразовано, тогда, по-видимому, перевёрнутое чувство жизни отвело бы переживание понятия назад в само себя. И в своём отражении пере- живание понятия подошло бы непосредственно к са- мому себе. Этим было бы дано подобие того, как это происходит в чувственном переживании, но это имело бы самостоятельное бытие без органа чувств, лежа- щего в основе. Подобное можно было бы высказать для перевёрнутых чувств собственного движения и равно- весия. Таким образом, в высшем духовном мире следо- вало бы искать покоящиеся в самих себе чувственные переживания, оказавшиеся родственными тем чувст- венным переживаниям, к которым в физическом мире человек стоит своим «Я» ближе всего – переживаниям чувств понятия, звука и слуха. Однако покоящиеся в самих себе чувственные переживания существуют так, словно человеческое «Я» не находится перед ними, а воспринимает их, но так, как будто за ними располага- ется существо, создающее их собственной деятельно- стью.


 

 

X. ФОРМА ЧЕЛОВЕКА.

 

 

Если теперь положить в основу вышеприведённые рас- смотрения, тогда для человека в отношении его фор- мирующих принципов выявляется следующее.

В наличии предполагают:

1. Высший духовный мир; в нём находятся силы, формирующие образы, которые представляют собой живые чувственные переживания в самостоятельной субстанции. А этим образам напечатлены задатки для жизненных органов.

2. Низший духовный мир; в нём находятся формооб- разующие силы жизненных органов. Силы, действую- щие в первом мире, формируют образы, питающиеся из уже погружённого внутрь вещества. Силы же самого этого мира присоединяют к ним такие образы, которые вначале погружают внешнее вещество. Это выявляет различие жизненных органов в органах порождения и в органах питания. Образы, сформированные из первого мира, преобразуются в такие задатки органов чувств, которые питаются погружённым внутрь веществом. Формирующие же силы самого этого мира присоеди- няют к этим задаткам чувств такие, которые имеют взаимосвязь с внешним веществом.

3. Астральный мир; в нём находятся формо- образующие силы органов чувств. Но и жизненные ор- ганы должны быть сформированы, исходя из этого ми- ра, так, чтобы они могли принимать в себя органы чувств.

4. Физический мир; в нём находятся чувственные переживания человека.

Теперь необходимо признать, что эти четыре мира действуют друг в друге, так что силы каждого высшего


 

 

продолжают существовать в низшем. Благодаря тому, что названные органы выведены из сил высших миров, можно сказать одно – эти органы находятся под влия- нием высших миров, даже если они появляются в низ- ших мирах. Из физического мира силы высших миров воздействуют не на органы чувств; из астрального ми- ра силы обоих духовных миров влияют не на жиз- ненные органы; и из низшего духовного мира силы высшего мира воздействуют не на задатки жизненных органов, охарактеризованных выше. Отсюда следует, что силы высших миров должны проявлять свою ак- тивность из физического мира иным способом, чем при воздействии непосредственно из своего мира. Силы высшего духовного мира могут воздействовать на че- ловека, наделённого органами чувств, жизненными ор- ганами и зачатками органов только как формообра- зующие силы. Они могут устанавливать форму и рас- положение органов. Так из воздействия высшего ду- ховного мира сюда в физический проистекают форма и расположение органов человеческого тела. «Я» пере- живает понятия в восприятиях понятий; чувство жизни своим перевёрнутым способом приносит живые поня- тия высшего духовного мира. В физическом мире они могут действовать только как формообразующие силы. Вполне понятно, что способностью восприятия поня- тий человек обязан своей прямостоящей фигуре. Ни одно земное существо, кроме него, не имеет воспри- ятия понятий, никто не имеет такого рода прямостоя- щую фигуру. (Несложное размышление может пока- зать, что у животных, имеющих якобы прямостоящую фигуру, это кажущееся прямостояние должно объяс- няться другим, нежели внутренними силами.) Так в на- правлении снизу вверх можно видеть то, что связано с восприятием понятий, когда в этом не участвует пере-


 

 

вёрнутое чувство жизни. Отсюда для перевёрнутого чувства жизни можно сделать заключение о направле- нии сверху вниз. Ещё правильнее было бы говорить о направлении почти сверху вниз. Так как в направлении роста снизу вверх следует видеть нечто такое, что про- тивопоставлено перевёрнутому чувству осязания. По- скольку в смысле вышеприведённого высказывания противоположностью осязания представлено «Я», вер- тикальное направление роста тела вверх можно рас- сматривать как Я-носитель, как непрерывное преодо- ление действия веса вниз, что и представляет собой по- ворот переживания осязания. Из всего этого в челове- ческом теле можно указать на такую противополож- ность «сверху-вниз» и «снизу-вверх», при которой те- чение словно происходит снизу вверх так, что в нём дано преодоление перевёрнутого чувства жизни, про- текающего сверху вниз. Так вот в этом перевёрнутом чувстве жизни необходимо видеть воздействие выс- шего духовного мира на физическое тело человека. Итак, можно сказать: человеческое тело, поскольку оно является носителем «Я», стремится вверх; физическое тело человека, поскольку оно в своей форме обнаружи- вает воздействие высшего духовного мира, стремится сверху вниз. Поскольку человек телесно выражает об- раз существа, принадлежащего высшему духовному миру, его можно рассматривать как встречу тела «Я» с физическим телом вследствие проникновения двух си- ловых направлений. Своим Я-переживанием человек принадлежит физическому внешнему миру, но наряду с этим представляет собой то, чем является образ пе- реживания, отражённого в самого себя. Это образ того, что было охарактеризовано как чувственные пережи- вания высшего духовного мира, покоящиеся в самих себе. Итак, в теле, поскольку оно носитель «Я», можно


 

 

видеть образ вещества, погружающего самого себя внутрь. – Другая противоположность обнаруживается в направлениях «сзади- вперёд», «спереди-назад». Ор- ганы чувств, по существу, с принадлежащими им нер- вами представляют собой органы, растущие спереди назад. Если представить себе их – что вполне обосно- вано – растущими так, что их росту противопостав- лены их формообразующие силы изначального направ- ления развития, происходящие из низшего духовного мира, то это последнее направление можно искать сза- ди вперёд. И тогда можно будет сказать, что в за- вершении направления назад относительно человече- ской формы дано нечто по отношению к низшему ду- ховному миру подобно тому, как дано по отношению к высшему духовному миру в завершении направления снизу вверх. Во внешнем оформлении на жизненные органы в таком случае воздействовали спереди назад те силы низшего духовного мира, которые не могут воз- действовать на человека из физического мира; ещё си- лы низшего духовного мира действовали внутрь фи- зического мира человека сзади вперёд. В них проявля- ется то, что в смысле вышеприведённого рассуждения можно назвать астральным человеком. Итак, поскольку астральный человек проявляет себя в своей телесной форме, он как раз устремляется сзади вперёд, как и фи- зическое тело человека устремляется вверх. Третья противоположность должна быть «справа-налево» и

«слева-направо». В симметрии человеческой фигуры в отношении этого направления можно увидеть указа- ние на то, что тут силы противостоят друг другу в рав- ной мере. Такое выявляется, когда в этих направлениях видят взаимодействие человеческой телесной формы, поскольку она уже оформила телесные органы из низ- шего духовного мира, с формообразующими силами


 

 

органов чувств. Итак, формообразующие силы аст- рального мира, поскольку эти силы в физическом мире напрямую больше не действуют, следовало бы для ор- ганов чувств представить в левой, относительно на- правления вперёд, половине тела человека так, что они из левой половины тела действуют направо; те силы астрального мира, которые продолжают действовать на телесную форму так, что в телесной форме проявляется их воздействие, должны в таком случае действовать налево. Теперь, когда эти силы должны воздействовать на уже определённые из низшего духовного мира ор- ганы, они проявляют себя в действии внутрь, равно как силы высшего и низшего духовного мира проявляются в формировании наружу. (Сказанному здесь можно найти подтверждение через антропологию в линиях нервных путей, пересекающихся в организме.) – Это указывает на некое наполнение астрального мира эфирным телом человека, поскольку эфирное тело на- ходит выражение в телесной форме. Можно сказать:

1. Формообразование физического тела человека обусловлено из высшего духовного мира в направле- нии «сверху-вниз».

2. Форма человеческого тела, поскольку оно явля- ется носителем астрального человека, указывает на на- правление «сзади-вперёд».

3. Форма человеческого тела, поскольку оно явля- ется носителем жизненных процессов, указывает как на направление «справа-налево», так и «слева-направо».

4. Результатом этого формообразования в таком случае была бы истинная физическая форма человека.

– Чтобы осуществилась истинная физическая форма человека, указанные формообразующие силы должны пронизывать друг друга. Такое проникновение можно вообразить только в том случае, если человек встраи-


 

 

вает себя в физический мир, причём силы астрального мира так захватывают силы внешнего физического ми- ра в направлении «справа-налево» и «слева-направо», что своим формированием они оставляют открытой возможность дальнейшего формирования в направле- нии от задней стороны вперёд, и в соответствии с этим условием остаётся открытым направление сверху вниз. Ибо только вообразив себе направление, проходящее по принципу «справа-налево» и «слева-направо», дей- ствующим всесторонне, ту есть опять изменённым в направлении вперёд и потом вновь перешедшим по на- правлению вверх, можно представить себе, как осуще- ствляется вышеозначенное. Однако, чтобы это выявило форму человека, следует для этих сил ожидать проти- воположные им силы из самого физического мира. В таком случае это те силы, которые проявляются уже не как охарактеризованные выше действующие из физи- ческого мира, а как силы, действующие непосредст- венно из высших миров. Но только эти последние сле- дует искать в физическом зачатке человека. В отноше- ние с другими силами человек вступает только как та- кой зачаток. – Итак, если хотят в физическом мире найти в человеке указание на высшие миры, то следует смотреть не на жизненные процессы и не на их связь со своими органами, не на жизнь органов чувств, а также не на головной мозг, а исключительно на это «как», на очертание формы тела и органов. В этом «как» может выявиться, что указания на духовные миры могут быть воспринимаемы ещё в физическом человеке. (Отсюда отличие человека от животного относительно высших миров может проистекать из рассмотрения телесной формы, поскольку животное расположено в направле- ниях пространства по-другому; это другое расположе-


 

 

ние вновь обнаруживает, что высшие миры воздейст- вуют на человека иначе, чем на животное.)

Антропософские рассмотрения могут быть плодо- творными, если их относить к деталям человеческой телесной формы. Тогда повсеместно получится полное созвучие с антропологическими наблюдениями. Указа- ние на то, как в органе слуха, органе зрения и так далее увидено преобразование из зачатков органов, находя- щихся в процессе возникновения, или в органе вкуса увиден перевёрнутый орган обоняния, может дать представления, которые должны быть найдены снова в формах органов. Ассиметричные органы становятся понятными, если их понимают так, что формы их были образованы благодаря тому, что силы астрального ми- ра, действующие «слева-направо» и «справа-налево» могли быть исключены. – Если рассмотреть, как это было сделано выше, переворачивание органов чувств, поворот их самих внутрь, то можно будет также согла- ситься, что преобразование может быть обусловлено ещё и другими принципами. Возьмём орган слуха. Сам он приведён в связь с чувством равновесия. Можно представить себе, что деятельность, которая обнаружи- вается в чувстве равновесия, отвлекает зачаток органа, направленный внутрь ещё не дифференцированно для органа слуха, от его первоначального направления формирования. Чувство звука осуществляется в том случае, если на соответствующий зачаток органа на- правляется другая деятельность. Соответствующий за- чаток органа мог бы быть приведён в связь с пережи- ваниями чувства собственного движения. Этим был бы пролит свет на тот факт, что орган слуха проявляется в органе, обращённом к внешнему веществу, а орган звука не может быть воспринимаемым внешне. Пере- живание чувства собственного движения соответствует


 

 

внутреннему тела, а переживание чувства равновесия проявляется в отношении внешних направлений про- странства. Вследствие этого можно было бы орган зву- ка назвать также органом слуха, скрытым во внут- реннем тела. Для самого Я-переживания, которое не соответствует никакому чувственному переживанию, во внимание не принимается никакой отдельный орган, а исключительно стремление вверх другого зачатка ор- гана. Таким образом, в органах звука и понятия можно увидеть образования, физическая форма которых опре- делена благодаря их склонности к Я-переживанию. А в том, в чём тело как носитель «Я» участвует изнутри наружу, можно признать переворачивание в форми- рующих силах и можно сказать, что если тело как но- ситель «Я» вновь формирует орган в обратном направ- лении, то в образе этого органа должно снова от- крыться своеобразие творений высшего духовного ми- ра. Таким органом является орган речи (гортань). Если можно ряд органов – слуха, чувства звука и чувства понятия – назвать продвигающимся внутрь телесным погружением зачатка чувств, то в органе речи можно признать перевёрнутое чувство звука. Тут звук не ста- новится переживанием чувства, стремящимся по- средством органа внутрь, к «Я», а является покоя- щимся в себе самом творческим содержанием чувства, действительно перевёрнутым переживанием чувства. Образование гортани точно соответствует этим усло- виям. – Кроме того, можно также искать орган, соот- ветствующий в человеке способности, находящейся между говорением и «Я» так же, как понятие – между слушанием и «Я». Благодаря этому органу из человека должно бы проистекать нечто такое, что не так мало- содержательно, как Я-переживание, и что, сверх того, своими откровениями не переливается во внешний мир


 

 

непосредственно. В головном мозгу человека это был бы орган, соответствующий фантазии. Постепенно научатся отличать в головном мозгу орган понятия от органа фантазии.

Так как в форме физического тела человека в из- вестной степени звучат формообразующие силы трёх высших миров, то необходимо также признать, что не- посредственно из астрального мира на астральное тело могут воздействовать образующие силы обоих более высоких духовных миров; и наконец, что непосредст- венно из высшего духовного мира вливаются воздейст- вия уже в зачатки жизненных органов, какими они ро- ждаются из низшего духовного мира. Принимая во внимание такие силы, можно выявить форму и поло- жение сердца, органов дыхания и кровообращения, мышечной и костной систем и так далее.

В телесной форме человека внутри физического ми- ра проявляется тот факт, что развитие человека следо- вало не только приспособляемости к отношениям, чу- ждым внутреннему существу человека, но что эта фор- ма, в конце концов, образно выражает характер «Я». Развивающийся зачаток человека должен быть помыс- лен так, что при его формировании силам высших ми- ров даются точки приложения. В чувственном мире для восприятия даны только содержания ощущений, которым «Я», когда оно воспринимает само себя, про- тивопоставляет себя как ощущение образа. Но ощуще- ние образа принадлежит астральному миру. Таким об- разом, ощущение образа при самопереживании «Я» пребывает в пространстве до некоторой степени сво- бодно. У чувства вкуса обнаружилось, что в нём можно увидеть перевёрнутое чувство обоняния. Если же удар вещества в чувстве обоняния не принимать за то, что вызывает ощущение, а считать, что само переживание


 

 

обоняния становится составной частью «Я» как само- переживание в «Я», то в желании или в импульсе дви- жения астрального «Я» можно увидеть ответ этого «Я» на нечто, что исходит от вещества и присоединяется к

«Я» без физического посредничества. Тогда за пережи- ванием обоняния, кроме переживания образа, стоит ас- тральное противодействие желанию и импульсу дви- жения «Я». В тоне то, что отделяется от внешнего объ- екта, должно чётко отличаться от того, что в этом объ- екте воспринимается другими чувствами, нежели чув- ством слуха. А это отделившееся является самопере- живанием «Я». Однако, можно определённо сказать: когда объект слышат, тогда миру, в котором не присут- ствует «Я» и в котором оно не может отождествлять себя с переживанием чувства, принадлежит только звучащий объект. В чувстве собственного движения воспринимается расположение и изменение формы собственного организма. Таким образом, для этого чувства напрашивается представление, что вне самопе- реживания «Я» следует допускать только астральное противодействие импульсу движения. Если же в физи- ческом мире не существует ничего, кроме переживаний чувств, то и говорить в этом мире нельзя ни о чём дру- гом, кроме как о переживаниях чувств. Но так как фи- зическое тело для получения переживаний чувств должно иметь органы чувств, для человека в этом фи- зическом мире нет ничего, кроме переживаний чувств и Я-восприятия как астрального переживания образа.

«Я» не имеет никакой другой возможности, кроме как переживать объекты внешнего мира и при этом, ком- бинируя различнейшим образом, находить пережива- ния чувств. Стало быть, происходящее тут является ничем иным, как свободным парением в пространстве переживаний чувств. Следует, однако, предположить,


 

 

что человеческая форма как таковая не является чем-то не имеющим значения, но что очень важно то, в каком направлении и положении находится один орган по от- ношению к другому. И рассматривать физический мир следует, исходя из этой точки зрения. Кроме того су- щественно то, что орган вкуса является перевёрнутым органом обоняния. Так как если намереваться теперь представить переживание обоняния, как оно есть, ощущением образа, не отказывая самому веществу в способности заполнять пространство, если представить это переживание таким же ощущением образа, каким является в самом себе Я-восприятие – ощущением об- раза, свободно парящим в пространстве, то необходимо признать, что нечто зависит от того, что человек пово- рачивает фигуру поверхностью к объекту так, чтобы обратить к нему тот или другой орган чувств для полу- чения исходящего от объекта ощущения образа. Ну ко- нечно, в физическом мире для человеческого существа из этого следует только то, что в зависимости от ис- пользования органа оно один раз воспринимает запах, в другой раз – вкус. А если «Я» не только охватывает Я-восприятие, находящееся в физическом мире, но это

«Я» действительно лежит в основе своей телесной формы так, что все переживания образов оно испыты- вает как свои, то самопереживанием «Я» в этом «Я» один раз было бы ощущение образа запаха, а в другой раз ощущение образа вкуса. Если же имели бы дело не с готовой телесной формой, а с находящейся в про- цессе формирования, то никакого Я-восприятия не су- ществовало бы; самопереживание «Я» было бы совсем другим.


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 

 

Варианты корректурных редакций к главам IV – VII.

 

Ниже приводятся все варианты двойных корректурных редакций Рудольфа Штайнера по главам с IV по VII*. Они обозначены А и В. Если одно и то же место текста в обоих экземплярах печатных листов исправлено по разному, то это указано. Отмечено также, когда речь идёт о целых фрагментах, которые добавлены заново. Во всех других случаях речь идёт о корректурах лишь в одной из двух редакций, в то время как вариант вос- производит неисправленный текст другого печатного листа. Одинаковые в обоих редакциях исправления во внимание не приняты, так как в этом случае последний вид текста точно установлен. Вначале соответственно вслед за указанием страницы и строки находится вари- ант, избранный для главного текста, под ним – другой.

 

42,21 В А имеют место, и там имеют место и там
43,3 В этой области, секреция, обозначить.
  А этой области: обозначить секреция.
43,26-29 В то, что принадлежит собственному телу, порождается так, что остаётся соединён- ным с человеком; при размножении по- рождённое выступает наружу.
  А В то время как необходимое для собст- венного тела порождается так, что оно

* Для корректурных редакций, состоящих из нескольких слов, дан подстрочный перевод. В русском тексте глав с IV по VII эти места мо- гут иметь другой вид, обусловленный особенностями перевода на рус- ский язык, или вообще опускаться (прим. перевод.).


 

 

  остаётся соединённым с человеком, при размножении порождённое выступает наружу Разные корректуры в А и В.
44,26 В проявляются;
  А проявляются,
45,8 В противостоит,
  А противостоят,
45,17 В внешние чувственные восприятия
  А чувственные восприятия
45,16-17 В переживаются,
  А Переживаются
45,22-23 В внешних чувственных восприятий
  А чувственных восприятий
46,22-26 А соответствующее голоду, и это связано с ним так, как человек связывает с чувст- венным восприятием то, что возникает после вынесения суждения в ответ на это чувственное восприятие.
  В соответствующее голоду, и что с ним
    связано так, как то, что человек соверша-
    ет после вынесения суждения, связано с
    неким чувственным восприятием.

/…совершает после вынесения суждения, указывает на некое чувственное воспри- ятие, которое связано с этим чувствен- ным восприятием.

Разные корректуры в А и В. Редакция В име- ет два толкования исправленного текста.


 

 

46,28 В А Внешнее другое
47,16-17 А Этот мир пока названный «жизненным миром».
  В Этот мир названный «жизненным ми- ром».
47,30 А например, строго отделена
  В строго отделена
48,20-21 В благодаря усиленной внутренней жизни.
  А благодаря себе самому.
48,24 А можно было бы использовать
  В можно было использовать,
48,34-49,7 А В обоих случаях внешнему миру проти- вопоставляется соответствующий телес- ный орган. Это указывает на то, что во внешнем мире проявляется нечто, имеющее отношение и к одному и к дру- гому органу. Вот только выясняется, что в воздухе, например, проявляется двоя- кое: первое относится к формированию органа дыхания, который поставлен на службу телу; второе касается построения слуха.
  В В обоих случаях внешнему воздуху про-
    тивопоставляется соответствующий те-
    лесный орган. Это указывает на то, что
    для воздуха человеческий организм при
    его созидании устроен благодаря одному
    и другому органу. Так обнаруживается,

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: