«Трудовая школа»– одно из направлений реформаторской педагогики, сторонники которого выступали за превращение школы-учебы в трудовую школу как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Основные представители: Роберт Зейдель (1850-1933,швейцарец); Георг Кершенштейнер (1854 -1932,Германия).
Научное обоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог Георг Кершенштейнер, преподаватель в коммерческих училищах и гимназиях Нюрнберга, Швайнфурта, Мюнхена, с 1918 г. – профессор Мюнхенского университета. В работе «Понятие трудовой школы», он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. В задачи школы должно входить обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота. Этому призвана служить организация школьного производства по типу трудовой общины.
В 1908 г. Г. Кершенштейнер в докладе «Школа будущего – трудовая школа» изложил теоретические основы модели такой школы.
|
|
- Трудовая школа - образовательное учреждение, которое готовит детей, главным образом, из народа к будущей трудовой деятельности на пользу государству.
- Основная её цель - не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения, гражданского долга и любви к Отечеству.
- Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу должен быть введён ручной труд. Это, вполне отвечает природе самих детей, поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным.
- Ручной труд необходимо ввести в школу как самостоятельный учебный предмет.
- На ранних ступенях обучения использовать игровую деятельность.
- При организации народной школы важно соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу.
- В обучении предпочтительно использовать различные формы практической деятельности так, чтобы каждое упражнение последовательно подводило к очередному затруднению, которое ребёнок в состоянии преодолеть самостоятельно.
Иной, более широкий, подход к пониманию трудовой школы предложил Вильгельм Август Лай (1862-1926), концепция которого получила название «школа действия», т.к. согласно ей школа должна содействовать проявлению максимальной активности ребенка в различных видах деятельности.
В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В. А. Лай писал о том, что его школа действия
|
|
- ставит своей целью создать для ребёнка простор, где он мог бы жить и всесторонне реагировать на окружающее;
- должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждая ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей;
- предполагает учебный план и методы преподавания, основанные на учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- главенствующее значение практических и творческих работ школьников в лабораториях, мастерских, ухода за растениями и животными, театрализованных представлений, лепки, рисования, игры и спорта.
Таким образом, в реформаторском движении за трудовую школу выделились сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности: мускульной, интеллектуальной, творческо-изобразительной (В.Лай) и так называемые мануалисты – сторонники понимания труда как деятельности ручной, направленной на создание материальных ценностей (Г.Кершенштейнер).