Концепция Кузина В.С. «Школа реалистического рисунка — освоение графической грамоты»

Основные концепции художественного образования школьников и анализ действующих программ по изобразительному искусству на современном этапе

Уже не один год идет работа по перестройке, обновлению всей системы школьного образования. Предлагаются разные подходы, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются проекты, концепции, программы, новые методы обучения. Концепции художественного образования школьников не рождаются ежедневно. Как правило, в основе каждой из них лежит многолетний труд большого авторского коллектива, разрабатывающего теоретические положения и проверяющего их на практике. В настоящее время обучение изобразительному искусству в общеобразовательных школах в основном осуществляется на основе следующих концептуальных подходов и программ: “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” (авторский коллектив под руководством В.С. Кузина), “Изобразительное искусство и художественный труд 1—9 кл.” (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1—8 кл.” (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

Концепция Кузина В.С. «Школа реалистического рисунка — освоение графической грамоты»

Концептуальные взгляды творческого коллектива, под руководством академика РАО, доктора пед. наук, профессора В.С. Кузина формировались постепенно, начиная с 1970-х г. В одном они всегда оставались неизменными – в основе обучения школьников ИЗО должно быть обучение рисованию с натуры с целью создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты. Эти концептуальные идеи были заложены еще Н.Н. Ростовцевым. Было произведено несколько редакций программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.), последний раз наиболее существенные изменения были внесены в 1994 г.

Главная цель художественного образования, зафиксированная в этой программе, – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

В содержание программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” 1994 г. входят на равных правах эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Имеется в виду, что на каждом уроке проводится беседа по произведениям художников, иллюстрациям или фотографиям, настраивающая учащихся на выполнение практического задания. Кроме этого, рекомендуются целенаправленные наблюдения натурных объектов и явлений действительности с целью эстетического воспитания детей.

Основными задачами курса являются: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:

- тематически-поурочный принцип планирования учебного материала, подчиненное задачам осуществления нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся, вооружения их знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание у школьников интереса и любви к искусству;

- усиление идейно-воспитательной направленности методических установок в тематике учебных занятий;

- внедрение системы межпредметных связей, обеспечивающих практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, на активное развитие у них сопереживания, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

В программе по классам дается примерное содержание каждого урока, примерный перечень заданий по основным видам работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас). К беседам рекомендуется примерный перечень произведений искусства.

Четко выделены в программе знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся каждого класса к концу учебного года.

Учащимся предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1—3 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В 4 классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В 5—9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

Так, в 6 кл. особое внимание обращается на передачу в рисунке гар­монии цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета; передачу эмоци­онально-эстетического отношения к изображаемым объек­там и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски; воспитание уважения к труду.

Примерные задания (карандаш, акварель):

а) рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: этюдни­ка, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, деревянного расписного подно­са, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, клубники, цветов в вазах, банках, а также натюрмортов из них;

б) рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;

в) выполнение набросков по памяти и представлению разнообразных объектов действительности, фигуры челове­ка, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей.

В разделе “Живопись” содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти, ибо представлению акварельными или гуашевыми красками.

В целом содержание разделов “Рисунок” и “Живопись” знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изяществ их очертаний, гармоничности цветовой окраски; соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника.

Для примера приведем программное содержание нескольких уроков для 6—7 классов.

Тема урока. 6 кл. «Красота в жизни и в искусстве» — выпол­нение с натуры натюрморта: цветы в вазе, веточка рябины и яблоко (карандаш, акварель). Беседа на тему «Натюрморт в отечественной живописи»: И. Грабарь «Хризантемы»; А. Головин «Флоксы»; А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»; М. Сарьян «Цветы и фрукты»; К. Коровин «Розы и фиалки» и др.

В начале урока учитель объявляет общую тему четверти.

Затем проводится беседа, в процессе которой обсужда­ются и систематизируются знания ребят о видах и жанрах изобразительного искусства. К видам изобразительного ис­кусства относятся живопись, графика, скульптура, декора­тивно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография. Жанрами изобразительного искусства яв­ляются пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематическая картина. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины: историческая, батальная, бытовая, анималис­тическая, интерьер.

Проводятся беседы на тему «Натюрморт в отечествен­ной живописи». В этом жанре работали такие крупные мас­тера, как К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, А. Голо­вин, М. Сарьян и др.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце беседы ре­бята сделали вывод о том, что в натюрморте воспевается красота обыкновенных предметов, художник видит богатст­во форм и красок там, где, казалось бы, нет ничего примеча­тельного.

За один урок школьники выполняют линейное изобра­жение натюрморта, включающего красивую осеннюю ве­точку рябины с небольшим количеством листьев, 1—2 гроздьями ягод, керамическую вазу с цветами, яблоко, рас­положенные на спокойном нейтральном фоне. Прорисовы­вается общее очертание формы всего букета, пространст­венное расположение листьев, ягод, яблока, вазы, уточняет­ся их конструктивное строение.

В дальнейшем рисунок натюрморта завершается краска­ми с передачей цветовых отношений. Обращается внимание детей на средства художественной выразительности выпол­няемых рисунков натюрморта — точные, уверенные линии, сочные, красочные мазки кисти, удачное композиционное и цветовое решение и т. п. Соответствие цветовых пятен ри­сунка окраске предметов в натуре в зависимости от освеще­ния.

В конце урока организуется выставка детских рисунков и проводится в игровой форме («Чей рисунок лучше?») их анализ. Важно, чтобы этот анализ проводили сами учащиеся. Это необходимо, во-первых, для углубления и закрепления изобразительных знаний, а во-вторых, для формирования у детей эмоционального отношения к своему рисунку и ри­сункам своих товарищей, формирования самостоятельности в эстетических суждениях, формирования умения оценивать эстетические качества объектов действительности.

Тема урока. 7 кл. «Искусство натюрморта» — рисование с на­туры натюрморта: гипсовая ваза на фоне гладкой драпиров­ки, фрукты (карандаш, акварель). Беседа на тему «Голланд­ский натюрморт» — ознакомление с отдельными произве­дениями изобразительного искусства: Я. Ван де Вельде «Натюрморт»; П. Клас «Натюрморт с золотым бокалом»; Биллем Кальф «Натюрморт»; Биллем Геда (Хеда) «Натюр­морт с ветчиной».

В начале первого урока в короткой беседе рассматрива­ются картины (репродукции или слайды) голландских ху­дожников, посвятивших свое творчество жанру натюрмор­та. Учитель обращает внимание учащихся на то, что полот­на голландцев отличает реализм, высокое мастерство в пе­редаче материальности и фактуры предметов, свободное владение рисунком, живописью. В своих натюрмортах ху­дожники стремятся показать мир вещей таким, как он есть на самом деле, показать красоту форм, красок, пропорции предметов, запечатлеть свое отношение к ним. Художники помогают зрителю по-новому увидеть обыденные вещи (глиняный горшок, овощи, букет полевых цветов), богатст­во линий и цветовых оттенков, решая одну из важнейших за­дач искусства натюрморта.

В итоге подчеркивается, что все художники изучают форму предметов, светотень, перспективу, цветоведение. Натюрморт — это творческая лаборатория путей и методов отражения окружающего нас мира.

Учебная постановка натюрморта может быть такой: гип­совая ваза, два гладко окрашенных яблока разной величины на фоне нейтральной драпировки без складок. Вначале за­дание выполняется в карандаше (линейное построение), а затем акварельными красками.

На первом уроке ведутся поиски композиции натюрмор­та. Для этого выполняется маленький эскиз. Определяется необходимый формат рисунка и размещение всей группы предметов. Найденную композицию переносят с эскиза на большой лист. Проводится линейное прозрачное постро­ение формы предметов и уточнение ее характерных особен­ностей. Рисование группы предметов осуществляется с уче­том пространственного положения. Тем школьникам, кото­рые выполнили линейное построение рисунка и проверили его правильность, разрешается начинать работу красками. На втором, если потребуется третьем, уроке рисунок завер­шается в тоне. При итоговом анализе работ обращается осо­бое внимание на художественную выразительность и цель­ность рисунка.

Межпредметные связи — прослушивание музыкальных и литературных фрагментов, подходящих к теме урока.

Тема урока. 7 кл. Рисование с натуры фигуры человека (ка­рандаш, акварель, уголь, тушь, цветная бумага).

За урок ученики должны выполнить не менее двух рисун­ков с натуры фигуры человека. Обязательно один набро­сок — карандашом, второй — акварелью. Работая самостоя­тельно, ученики должны использовать все имеющиеся у них знания и навыки по данной теме.

Тема урока. 7 кл. «Зарубежный друг (гость)» — рисование по представлению человека в национальном костюме разных стран мира (карандаш, акварель). Беседа на тему «Одежда и национальный колорит в изобразительном искусстве» — оз­накомление с произведениями изобразительного искусства: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», «Девушка с медным кувшином»; А. Головин «Цыганка»; Рембрандт «Ночной дозор»; Китагава Утамаро — серия гравюр «Со­временные красавицы».

В начале урока учитель проводит анализ рекомендован­ных к уроку картин. Во время беседы учитель предлагает ученикам представить себе на минуту невероятную ситу­ацию — на улицах нашего города, среди современных ма­шин, неоновых реклам, стекла и бетона в людском потоке появляются японки в кимоно, девушки в старинных русских сарафанах, индийские женщины, одетые в узорные сари мужчины с волынками и в клетчатых юбках из Шотландии.

Костюм любой эпохи — это художественный образ, от­вечающий ее эстетическим вкусам и представлениям. В со­здании костюма участвуют самые разные виды прикладно­го искусства: ткачество, ювелирное дело, вышивка и др. Но главное, что позволяет нам говорить о нем как о произведе­нии искусства, — костюм создается руками художника. За многовековую историю человечества сохранилось и дошло до нас ничтожно малое количество материальных образцов одежды. Поэтому своеобразными хранителями костюмов всех времен и народов стали живопись, скульптура, гравю­ра. Особенно богатый материал дает нам живопись. Каж­дый живописец в присущей ему манере запечатлел образы современников и вместе с ними костюм, рожденный его ве­ком. В процессе беседы ребята узнают, что древние индий­ские и японские женские костюмы являются в настоящее время своеобразным символами. Существует великое мно­жество способов украшения ткани для кимоно и сари.

Для практической работы школьникам предлагается вы­полнить задание— нарисовать в цвете по представлению человека в национальном костюме любой страны по своему выбору (женский костюм Индии, Японии, Кубы или России и др.).

Тема урока. 7 кл. «Цветы весны» — рисование с натуры цветов в вазе: тюльпаны, нарциссы, веточки черемухи или сирени (карандаш, акварель). Беседа на тему «Цветы и искусство — всегда праздник» — ознакомление с отдельными произведе­ниями изобразительного искусства: П. Кончаловский «Си­рень»; В. Дмитриевский «Черемуха цветет»; А. Кокорин «Ромашки»; Д. Налбандян «Сирень»; А. Герасимов «После дождя»; С. Герасимов «Сирень».

В небольшой беседе в начале урока, для того чтобы на­строить школьников на выполнение задания, демонстриру­ются лучшие современные произведения изобразительного искусства, выполненные в жанре натюрморта.

Это завершающий урок рисования с натуры, поэтому ученикам предоставляется свобода творчества, чтобы они могли показать имеющийся у них уровень знаний, умений и навыков выполнения рисунка с натуры живой природы.

Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Большое значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Уделяется должное внимание развитию воображения и творчества учащихся при выполнении сюжетных рисунков.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке.

Эти общие задачи конкретизируются и последовательно усложняются для каждого класса. Так, в 6 кл. предлагается рас­крыть в рисунке действие, выразительно передать ха­рактерное, главное в сюжете, передать эмоционально-эс­тетического отношение к изображаемому сюжету, персона­жам; использовать в тематических рисунках законы перспективы, композиции, конструктивного стро­ения предметов; использовать цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами; осознавать прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Необходимо продолжить обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной плоскос­ти, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Предполагается дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сфор­мированных в предыдущие годы.

Примерные задании для 6 кл.:

— рисунки на темы: «В школьном кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет
на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной го­род», «Улица. Транспорт. Пешеход», «Пора сенокоса», «Раздолье», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «В стране невыученных уроков», «Мы бегаем», «Празд­ничный концерт», «Мы поем частушки», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Старинные кораб­ли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Большая стирка», «Купание на реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;

— иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премуд­рая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «СадКо»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Аленький Цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; К. Булычев «Непоседа»; Ю. Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; иллюстрирование стихотво­рений русских поэтов-лассиков XIXв.: Н.Некрасова, Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.; «По дорогам сказки» — иллюстрирование произведений зарубежных пи­сателей: Дж. Барри «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон (пе­ревод С. Маршака) «Вересковый мед», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», X. К. Андерсен «Дикие лебе­ди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Рассмотрим в качестве примера программное содержание урока иллюстрирования литературного произведения в 7 кл.

Тема урока. «В мире литературных героев» — иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот» (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, мелки). Беседа на тему «Литературные герои в изобразительном искусстве»: Г. До­ре, О. Домье, Э. Делакруа, П. Пикассо, Кукрыниксы, С. Бродский, А. Архипова — иллюстрации к роману Сервантеса «Дон Кихот».

В. Конашевич, Т. Юфа, А. Кокорин – иллюстрации к сказкам Андерсена.

Первый урок по теме начинается с беседы, продолжаю­щей знакомство с одним из жанров изобразительного искусства — книжной графикой, рассматриваются иллюст­рации к роману «Дон Кихот» Сервантеса.

Благородный рыцарь Дон Кихот и его верный оружено­сец Санчо Панса известны всему миру. На первый взгляд между ними нет ничего общего: разные характеры, внеш­ность. Один — высокий, худой, на тощей кляче, другой — маленький, толстенький, на ослике. Но все же духовно они очень близки друг другу, особенно роднит их чувство соци­альной несправедливости.

Каждый художник изображал этих героев по-своему. На­пример, Г. Доре неоднократно обращается в своих иллюст­рациях к портретам Дон Кихота и Санчо Пансы. Эти образы мы встречаем не только на больших, великолепно выпол­ненных ксилографиях, но и на многочисленных рисунках пером, заставках, концовках. Ксилографии Г. Доре выпол­нены в реалистической манере, насыщены деталями, харак­теризуются живописной передачей света и тени, но вместе с тем от них веет романтикой и даже сказочностью благодаря удивительно тонкому сочетанию действительности и вы­мысла, что прекрасно соответствует стилю произведения. Художник, как и писатель, иронизирует над своими героя­ми и вместе с тем относится к ним с любовью.

Иначе выглядят Дон Кихот и Санчо Панса у П. Пикассо. В легком, казалось бы, мимолетном рисунке, без подробных деталей они изображены почти силуэтно. Художник скупы­ми средствами создает удивительно точные и выразитель­ные обобщенные образы героев.

Сначала учащиеся выполняют поисковый эскиз компо­зиции, им можно рекомендовать провести наблюдения и за­рисовки, необходимые для ее уточнения, а также подобрать иллюстративный материал, характеризующий эпоху, быт, костюмы героев.

На втором и третьем уроках по теме — уточнение компо­зиционных эскизов, выполнение иллюстрации выбранными художественными средствами, анализ завершенных работ. При этом основное внимание обращается на передачу цель­ного сочетания всех частей иллюстрации, наиболее точную сравнительную характеристику героев.

Второй вариант проведения этих уроков — выполнение иллюстраций к сказкам X. К. Андерсена. По выбору можно взять «Принцессу на горошине», «Сундук-самолет», «Сви­нопаса», «Снежную королеву» и другие сказки. В этом слу­чае проводится беседа об иллюстрациях В. Конашевича, А. Кокорина, Т. Юфы к сказкам Андерсена.

При анализе иллюстраций обращается внимание на вы­бор размера изображения, его место в книге, технику испол­нения, композиционные приемы, творческий почерк худож­ника. Так же анализируются средства, какими художник до­бивается сказочности происходящего, передает время дей­ствия, окружающую обстановку, костюмы, предметы быта.

Для иллюстрирования можно всем учащимся взять толь­ко одну сказку или предложить каждому выбрать любимую.

Перед учащимися ставится задача выполнить портрет одного героя или сравнить двух. Могут быть задания только на изображение интерьера. Например, по сказке «Снежная королева» предлагаются портреты Кая, Герды, Снежной ко­ролевы. Можно сопоставить Герду и Маленькую разбойни­цу, Герду и Кая. Можно нарисовать интерьер дома, в кото­ром жили Кай и Герда, или убранство замка Снежной коро­левы.

Порядок работы над иллюстрацией такой же, как в пер­вом варианте. Кроме того, возможно выполнение заставки и концовки.

Межпредметные связи — изучение раздела истории средних веков «Культура Возрождения XV — первой поло­вины XVII в.». На уроках в первом варианте звучит музыка из балета Минкуса «Дон Кихот».

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержание раздела “Декоративная работа” раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек, вышивке и т. д.

Так, среди задач для 6 кл. выделяются: систематизация знаний о народном и современном де­коративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие де­коративного творчества учащихся, углубление представле­ния о народном искусстве как особом типе народного твор­чества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ про­изведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домаш­него обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ан­самбля народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на ос­нове обобщения форм растительного и животного мира.

Примерные задания для 6 кл.:

а) выполнение эскизов по мотивам народного русского костюма;

б) выполнение эскизов интерьера крестьянской избы русского Севера;

в) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;

г) выполнение эскизов приглашения, памятки ветеранам Великой Отечественной войны и труда;

д) выполнение эскизов оформления альбома, посвящен­ного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).

Например, для 5—7 кл. предлагаются следующие уроки.

Тема урока 5 кл. Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда и роспись готового изде­лия — сосуд-зверь, сосуд-птица (карандаш, акварель или гу­ашь). Ознакомление с произведениями народного декора­тивно-прикладного искусства и беседа о его красоте: кера­мика Скопина, Опошни.

На этих уроках углубляются знания школьников о народ­ном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставле­ния примеров народной керамики Скопина, Опошни с об­разцами устного фольклора. В волшебных сказках, действие которых происходит в тридевятом царстве в тридесятом госу­дарстве, герои не только наделены сверхъестественной си­лой, но и владеют чудесными предметами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой и т. д. Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные. Такое же волшебное превращение обычных Предметов в необычные мы встречаем и в творчестве народ­ных мастеров — создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды Народного гончарного искусства продолжают жить сегодня в г. Скопине на Рязанской земле, в с. Опошне Полтавской области.

Во время беседы учащиеся знакомятся с фигурными ке­рамическими сосудами мастеров Скопина и Опошни. Обра­щается их внимание на разнообразную тематику скульптур­ных изображений старинной скопинской фигурной посуды: птица, лев, медведь, дракон, кентавр, заяц, собака и многое другое. Традиции народного гончарства Скопина продол­жают в настоящее время художники Скопинского завода ху­дожественной керамики.

В числе традиционных сосудов опошнинских мастеров характерны сосуды в виде барана, льва, быка. Скульптурная моделировка в меру условна, поэтому сосуд не воспринима­ется как скульптурное изображение.

Эскизы декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда учащиеся выполняют, соблюдая следующие условия: 1) определить форму фигурного сосуда (кувшин, кружка, солонка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи; 2) нарисовать декоратив­ную фигуру зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного сосуда с учетом предназначения этого сосуда какому-то ге­рою волшебной сказки (автор эскиза называет сказку, ге­роя); 3) использовать эскиз «волшебного» фигурного сосу­да на уроке труда для лепки объемного изделия; на уроке де­коративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.

Урок росписи «волшебного» сосуда по эскизам тоже на­чинается с беседы, закрепляющей знания школьников о на­родной керамике, о связи художественных приемов устного и изобразительного фольклора. С этой целью во время де­монстрации фигурной керамической посуды Скопина, Опошни показываются другие примеры из различных об­ластей народного искусства: ковши-утицы (скобкари), пти­цы-солонки, кони-качалки, звери-свистульки и т.д. Подчер­кивается, что в народном творчестве примеры художествен­ного единства скульптурного начала и функциональности вещи широко распространены. Это один из примеров вол­шебного реализма, присущего народному мастеру и слова, и керамики.

Межпредметные связи — чтение отрывков из русских сказок: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка» для установления связи художественных приемов устного и изобразительного народного творчества; выпол­нение объемных фигурных сосудов на уроках труда.

Тема урока. 6 кл. «Мы мастера игрушки» — выполнение эски­за игрушки с элементами движения по мотивам басен И. Крылова, русских народных сказок (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Мастера русской народной игрушки: деревянная резная из с. Бого­родского, кустарная из Сергиева Посада».

Данная тема предоставляет возможность по-новому уви­деть мир народной игрушки, оценить художественные до­стоинства произведений народных мастеров и кустарей, связать выразительность движений и звуковых эффектов игрушек с городским фольклором ярмарок.

После беседы и демонстрации игрушек учащимся пред­лагается сочинить свой сюжет для игрушки с элементами движения. При выполнении эскиза учитываются следую­щие условия: игрушечные фигурки располагаются в про­фильном положении (это облегчит исполнение эскиза, по­иск выразительности движения); игрушечные фигурки должны быть веселыми, выразительными, силуэты обоб­щенными; в характере фигурок, движении должны учи­тываться герои русских народных сказок или басен И. Крылова: в эскизе рисуется общий вид игрушки и отдель­ные элементы для показа способа соединения деталей, что­бы присутствовал эффект движения.

Межпредметные связи урока декоративной работы с уроками труда, на которых возможно выполнение лучших эскизов в материале (например, дерево).

Тема урока. 7 кл. «Мы охраняем памятники нашей Родины» - эскизы плаката или обложки туристкой схемы, посвящен­ные памятникам истории и культуры города, села, области. Беседа о культурно-исторической ценности этих памятни­ков.

Принципы сбережения и использования национального культурного наследия на данном уроке можно раскрыть и конкретизировать, выбрав одно из направлений беседы: архитектурное наследие или музеи-усадьбы писателей, поэтов.

Среди литературных заповедников выбираются музеи, связанные с творчеством выдающихся писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Шевченко, Не­красова.

Эффективность воспитательного воздействия беседы возрастет, если в ней используются факты из деятельности членов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры места, где учатся учащиеся.

В самостоятельной работе для декоративного оформле­ния эскиза могут быть использованы изображения наиболее характерных элементов памятников истории и культуры родного края (например, силуэты башен крепости или мо­настыря, кремля, изразцы, резной деревянный или камен­ный узор в украшении жилища и т. д.).

В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел “Лепка”. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) фигуры человека, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению.

Так, для 6 кл. предлагается: Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомен­дуемых на занятиях тематическим рисованием.

В содержание раздела «Аппликация» входит составление сюжетных композиций и декоративных работ на основе наклеивания элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. Тематика заданий этого раздела отражает различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.). Предусматривается индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Например, основные темы бесед для 6 кл:

— картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;

— значительные события русской истории в произведе­ниях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;

— образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М. Врубеля;

— образы выдающихся деятелей России в творчестве русских художников;

— красота пейзажа в русской живописи;

— натюрморт в русской и советской живописи;

— Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Пе­тербурге — величайшие достижения русских зодчих;

— красота спорта в изобразительном искусстве.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отноше­ние к памятникам старины и произведениям народного ху­дожественного творчества.

Занятия обогащаются использованием кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, показом репродукций, проведением экскурсий в ху­дожественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Ознакомление с произведениями изобразительного ис­кусства в 1—3 классах проводится в начале или в конце уро­ка в течение 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или 3—4 иллюстрации, 3—4 предмета декоративно-прикладного искусства). В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе показываются, как правило, 2—3 произведения (или 3—4 иллюстрации, 3—4 предмета декоративно-прикладного ис­кусства). В 4 классе для бесед выделяются специальные уро­ки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

В процессе осуществления связей изобразительного ис­кусства с уроками труда следует использовать не только учебный материал, изучаемый в это время в классе, но и из­делия, поделки учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

В 5—9 классах наряду с ознакомлением с отдельными произведениями художников на уроках рисунка, живописи, тематического и декоративного рисования отводятся от­дельные уроки, на которых проводятся обобщающие беседы по картинам на определенную тему. От искусства своего народа к пониманию значения искусства других народов — таков путь приобщения к прекрасному.

Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неде­лю, в зависимости от выбранного для работы варианта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в неделю проводятся сдвоенные уроки, — это дает возможность в один день выполнять рисунки натюрмортов, композиций, деко­ративные работы (за один час — рисунок, за другой — за­вершение работы в цвете). Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложе­но в программе.

Рассмотрим формулировки примерных тем блоков уроков по годам обучения. Они содержат темы, посвященные временам года, праздникам, сказочные и литературные, исторические и патриотические, о видах и жанрах искусства и др.

1 класс. Темы: «В мире волшебных красок»; «Мы готовимся к празднику»; «Красота вокруг нас»; «Встреча с Весной-красной».

2 класс. Темы: «Мы рисуем осень»; «Мы рисуем сказку»; «Мои друзья»; «С чего начинается Родина».

3 класс. Темы: «И снова осень к нам пришла»; «В мире сказок»; «Красота в умелых руках»; «В каждом рисунке – солнце».

4 класс. Темы: «В мире изобразительного искусства»; «Мы любим смотреть картины и рисовать».

5 класс. Темы: «Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве»; «Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве»; «Край, в котором ты живешь»; «Наша Родина».

6 класс. Темы: «Изобразительное искусство и архитектура в жизни людей»; «В мире русской живописи, литературы, и народного творчества»; «Красота в жизни и в искусстве».

7 класс. Темы: «Труд в изобразительном искусстве»; «Многонациональное отечественное искусство»; «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры».

8 класс. Темы: «Искусство моего народа»; «Труд и искусство»; «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»; «Изобразительное искусство в жизни людей».

В программе осуществляется преемственность между начальной и средней школой. В 5—9 классах на уроках изобразительного искусства обеспечивается развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.

Учителю рекомендуется проявить творческий подход к программе – включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: