Краткая характеристика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань»

В основу положена пятиуровневая структура управления:

- Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

- На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, Педагогический совет, Родительский комитет, общее собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет.

- Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.

- Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

- Пятый уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.

В школе созданы органы ученического самоуправления, детские общественные организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.

Управленческий аппарат сформирован, распределены функциональные обязанности, издан приказ о разграничении функциональных обязанностей и координации действий? между членами администрации. Заместители директора по УВР имеют небольшую? учебную нагрузку, что позволяет им в полном объеме осуществлять контроль и? руководство состоянием преподавания, уровнем и качеством знаний учащихся.

В МБО «Школа №62» сложилась система управления, направленная на создание? условий для достижения поставленных целей и задач. Управление осуществляется в? соответствии с законодательством. Основным формами являются педагогический совет,? общее трудовое собрание, школьное самоуправление, родительский комитет и другие.

Достоинствами такой структуры управления школы является то, что такая труктура способствует активизации личностного самоопределения учащихся и педагогического коллектива.

Ключевыми приоритетами развития управленческой деятельности такой структуры в школе №62 являются:

- развитие условий для обеспечения качественного и доступного образования в школе через вариативность образовательных программ, создание условий для внедрения новых моделей и технологий образовательного процесса, развитие институциональной информационной образовательной среды, совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования;

- рост профессионализма педагогических работников через повышение квалификации педагогических кадров, повышение эффективности использования педагогического потенциала «лучших учителей», совершенствование мотивационно-стимулирующих механизмов НСОТ;

- совершенствование условий для работы с одар?нными детьми через моделирование системы учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и самоопределению личности

- развитие безопасной среды, информационно-образовательной сети, расширение применения информационно-коммуникационных технологий для различных подразделений школы, приобретение современного противопожарного оборудования, внедрение видеонаблюдения, переоснащение учебных кабинетов в соответствии с последними требованиями педагогической науки;

- развитие форм общественного участия в школьном управлении и совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом через совершенствование механизмов включения родителей в процесс управления учреждением.

В ходе проверки установлено: трудовые книжки на всех постоянно работающих сотрудников имеются; книга учета и движения трудовых книжек ведется со дня открытия школы; во всех трудовых книжках своевременно записаны категории и разряды оплаты труда, благодарности и грамоты.

Информационное обеспечение внутришкольного управления представлено различного рода систематизированными документами. Вся собранная специалистами и заместителями директора по направлениям информация систематизируется и анализируется. Итоги успеваемости за четверти учебного года, материалы по аттестации учителей, справки по итогам проверки дневников, тетрадей, журналов, итоги срезовых контрольных работ, справки по проверке документации методических объединений, анкетирование, посещение уроков, результаты смотров кабинетов и другие материалы хранятся в кабинете заместителя директора по УВР и у заместителей директора по направлениям. Выводы, рекомендации по устранению и коррекции недостатков представляются на оперативных совещаниях, методическом совете или методических объединениях, совещаниях администрации при директоре, проходящих регулярно, по плану.

Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки, что значительно повышает результативность работы школы. Информационно-аналитические материалы на уровне администрации представлены сборниками аналитических материалов, справками заместителей директора, протоколами педагогического и методического советов, книгами приказов по основной деятельности и движению учащихся. Разработаны и утверждены положения, которыми определены основные задачи и направления деятельности школы. Анализ представленных за прошедший период материалов позволяет сделать объективные выводы о функционировании школы.

Главным в работе образовательного учреждения является оптимальное выполнение социального заказа школы. В образовательной программе администрацией школы, в соответствии со статусом, определена главная цель образовательного учреждения — «Формирование функционально грамотного выпускника, его высокого общекультурного уровня и развитие era творческих способностей». Задачи представлены как приоритетные направления деятельности школы. Отдельно определены задачи учебно-методической работы, внутришкольного контроля, воспитательной работы, управления школой, административно-хозяйственной деятельности. Реализации задач образовательной программы способствуют достаточно высокий уровень педагогических кадров и современная материально-техническая база школы.

Стратегический целевой ориентир деятельности учителей начальной школы – формирование открытой, развивающейся, информационно и технически оснащённой образовательной системы, способной в полной мере обеспечить уровень доступности и качества образования.

Анализ работы школы за 2013/2014 учебный год представлен в виде обобщенных анализов директора и заместителей директора школы по направлениям работы, сборника аналитических материалов всех заместителей директора по направлениям работы школы. Директором подготовлен отчет по управленческой деятельности администрации школы в соответствии с годовым планом работы на 2013/2014 учебный год.

Анализ деятельности заместителя директора по школе построен на основе задач школы; освещены: кадровый вопрос и работа по сохранению контингента учащихся, инновационная деятельность школы, итоги учебно-воспитательной работы; анализ сопровождается таблицами и диаграммами по итогам педагогической диагностики эффективности образовательного процесса.

Анализ заместителя директора по начальной школе проведен с опорой на приоритетные направления работы школы и на поставленные цели и задачи начальной школы; включает итоги успеваемости учащихся, повышение профессионального уровня педагогических кадров, работу по реализации методической темы начальной школы, участие в работе педагогических советов, экспериментальную работу в рамках ГЭП «Развивающая среда в начальной школе» и «Школьное информационное пространство», воспитательную внеурочную деятельность.

Аналитические материалы заместителей директора по УВР указывают на их умение достаточно полно представить успехи, достижения и проблемы в организации учебного процесса и на то, что деятельность всех участников образовательного процесса осуществлялась в соответствии с поставленными задачами.

В школе имеется общешкольный годовой план работы на 2013/2014 учебный год, план учебно-воспитательной работы, план воспитательной работы, план внутришкольного контроля. На 2013/2014 учебный год имеются: общешкольный годовой план, планы учебно-воспитательной работы I, II и III ступени, план ВШК, план воспитательной работы, план работы системы дополнительного образования, план работы школьной инспекции, план методической работы, план экспериментальной работы, план работы медико-психолого-логопедо-педагогической службы, план административно-хозяйственной работы; все планы являются частью общешкольного годового плана.

Все годовые планы работы по направлениям являются частью общешкольного годового плана; обсуждались и принимались на августовском педагогическом совете; планы имеют сроки исполнения и ответственных; имеются в работе у каждого педагогического сотрудника школы. Осуществляется контроль за выполнением общешкольного годового плана. Также в школе имеются: план работы по преемственности (начальная школа — средняя школа), план работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении (персонально на каждого ученика).

Анализ организационно-педагогической деятельности администрации школы показал, что в школе разработаны и утверждены функциональные обязанности работников, издан приказ об их распределении; имеется циклограмма деятельности педагогического коллектива (определены сроки педагогических и методических советов, совещаний администрации при директоре, оперативных совещаний, совещаний профсоюзного комитета, заседаний методических объединений, попечительского совета, родительского комитета, родительских собраний, дней открытых дверей для родителей, дней здоровья). Все заседания протоколируются; ведутся соответствующие книги.

Контрольно-диагностическая и коррекционная деятельность администрации отражает состояние ВШК, который основан на Положении о внутришкольном контроле и определен в годовом плане ВШК; осуществлены основные требования педагогической науки к этому аспекту управленческой деятельности: контроль носит системный характер, спланирован по направлениям, определены цели и задачи, формы и методы разных видов контроля, а также представление его результатов.

Организация деятельности педагогических советов занимает особенное место в вопросах организационно-исполнительской деятельности администрации, способствует реализации демократических принципов в управлении школой и формировании педагогического коллектива, решению педагогических проблем, связанных с функционированием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса. За 2013/2014 учебный год в школе было проведено 10 педагогических советов, за первый квартал 2015 учебного года — 3 педагогических совета. Тематика педагогических советов соответствует планам и особенностям работы школы и направлена на решение приоритетных направлений развития, целей и задач школы. Ведутся книги протоколов, которые прошиты, пронумерованы и скреплены печатью. К каждому протоколу прилагаются документы, презентации, справки и выступления, оформленные в виде приложений, к каждому пункту решения педагогического совета назначаются ответственный и сроки исполнения.

Анализ материалов педсоветов дает основание сделать следующие выводы: тематика педагогических советов соответствует конкретным задачам, обеспечивающим не только традиционное функционирование, но и развитие учреждения; повестка педагогических советов и решения соответствуют их тематике; принимаемые решения имеют сроки и ответственных; выполнение решений контролируется и обсуждается; выступающими на всех «больших» педагогических советах являются не только представители администрации, но и учителя, психологи, педагоги дополнительного образования и другие сотрудники школы; педагоги школы принимают участие в обсуждении вопросов, выносимых на педагогические советы; протоколы подписаны председателем, секретарем и членами педагогического совета.

Методическая работа в школе спланирована. В текущем учебном году в штатном расписании имеется отдельная должность заместителя директора по научно-методической работе, что позволяет полно и многогранно осуществлять данное направление работы. Составлен годовой план методической работы школы, который является частью общешкольного годового плана. Предусмотрены различные формы организации методической работы: педагогический совет, методический совет, кафедры, творческие группы, методические объединения. Кроме коллективных форм работы предусмотрены и индивидуальные. Определена методическая тема начальной школы — «Основы методики интеллектуального комплексного развития младших школьников в процессе обучения».

Правила приема учащихся в образовательное учреждение, порядок и основания для отчисления отражены в уставе и соответствуют ФЗ «Об образовании в РФ». Порядок приема в 1-е и 10-е классы осуществляется в соответствии с приказом 2014 года.

По итогам прошлого учебного года в школе нет второгодников. Администрацией школы разработан план работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении (персонально на каждого ребенка); имеется список таких учащихся, педагогическое представление с рекомендациями психолога, план коррекционной работы учителей-предметников.

Книга приказа по движению учащихся ведется с момента открытия школы без нарушений. В личных делах учащихся имеются все необходимые для поступления в школу документы.

Основной контингент выпускников 9-го класса продолжает обучение в своей школе.

Все выпускники 11-го класса поступили в вузы.

Развитие профильного обучения рассматривается как одно из условий повышения качества общего образования на основе максимального удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и является одним из приоритетных направлений образовательной политики в школе.

В школе организовано профильное обучение учащихся старших классов: милицейский и гуманитарный профиль.

В профильных классах обучались 100 старшеклассников (100%).

В системе профильного обучения получило свое развитие сетевое взаимодействие школы с предприятиями различных форм собственности.

Наименование ОУ Наименование предприятия Классы Кол-во детей Форма сотрудничества
МБОУ «Школа №62» ЗАО «Кварт» 10-11   Профориентационные лекции, экскурсии на предприятия
КАПО им. Горбунова 9-11  
КМПО 9-11  

В рамках профориентационной деятельности школа тесно сотрудничает с ФГБОУ ВПО «КНИТУ». Проводятся экскурсии; профориентационные лекции; участие в научных конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах; написание научно-исследовательских работ; проведение мероприятий по профилю

Анализ движения учащихся за 2013/2014 учебный год и первый квартал 2015 учебного года установил, что по сравнению с прошлым годом общее количество учащихся в школе увеличилось почти в 1,5 раза. За этот период учащиеся выбывали в другие школы по желанию родителей, в основном по причине перемены места жительства.

В школе сложилась определенная система в работе по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, предусматривающая взаимодействие с правоохранительными органами, общественными организациями и другими заинтересованными службами.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют Советы профилактики, также данный вопрос регулярно рассматривается на педагогических советах, консилиумах, родительских собраниях.

В целях пропаганды здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений в учреждениях образования действуют детские общественные организации: правоохранительные отряды, волонтерские отряды, отряды юных инспекторов движения и т.д.

На сегодняшний день одной из первоочередных задач является вовлечение в УДО детей, составляющих «группу риска», что актуально для решения задач по профилактике правонарушений, занятости свободного времени подростков. Дополнительным образованием охвачены 73% школьников.

На современном этапе развития общества наиважнейшей задачей школы является формирование гражданской компетенции. Так, в концепции модернизации российского образования особо подчёркивается необходимость и значимость патриотического воспитания школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Широкие возможности для решения поставленных задач представляет школьный музей Боевой славы, открытый в 1989 году.

Самое дорогое и священное, что одно поколение может передать другому, - это память, и нет задачи более благородной и благодарной, чем донести эту память до новых поколений. На решение этой задачи и направлена деятельность нашего школьного музея, который является связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями Великой Отечественной войны и нашим временем.

На основе материалов музея школа приняла активное участие в работе республиканской научно-практической конференции «Трудовой фронт Татарстана в период Великой Отечественной войны», за что получили Благодарственное письмо Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

В школе успешно создано образовательное пространство для функционирования классов с татарским языком обучения и воспитания. В течение нескольких лет прослеживается стабильно высокое качество обучения татарскому языку в русскоязычных и татарских группах.

Преподавание татарского языка и литературы в школе ведется на основании Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»[39], государственной программы «Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ».

Одним из направлений реализации программы является набор учащихся в классы воспитания и с татарским языком обучения. Показатели за последние два года указывают на рост набора учащихся в классы воспитания, в классах с татарским языком обучения наблюдается снижение количества обучающихся в связи с уменьшением детей-татар в микрорайоне.

Проводятся родительские собрания (1 раз в четверть), протоколы собраний хранятся у заместителя директора по воспитательной работе. Ведется индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания.

Работу по охране труда и технике безопасности организует и координирует заместитель директора Иванов А.А. У директора школы имеется приказ по охране труда и технике безопасности (№ 63/13 от 01.09.2007 года). Проведены инструктажи с вновь принятыми сотрудниками и с постоянным составом. В приемной директора на стендах размещены: схема оповещения, график дежурства администрации. Планы поэтажной эвакуации размещены в коридорах на каждом этаже и предметных кабинетах. Ведутся все необходимые журналы по охране труда и технике безопасности, а также по травматизму. У директора имеются инструкции по технике безопасности при выполнении различных видов работ. Все кабинеты обеспечены средствами пожаротушения. В кабинетах не выявлены нарушения охраны труда и техники безопасности.

Материально-техническая оснащенность школы позволяет успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс: в школе 115 компьютеров, 42 принтера, 29 сканеров, 1 факс, 26 телевизоров, 31 видеомагнитофон, 27 музыкальных центров, 17 мультимедийных проекторов, 1 цифровой магнитофон, 5 цифровых видеокамер, 5 цифровых фотокамер, 1 синтезатор, микрофоны.

Учителя ведут работу по созданию и накоплению дидактического материала, имеющийся материал систематизирован, имеет эстетический вид. В коридорах школы создана галерея картин, оформлены стенды с периодически меняющимися материалами, тематическимим стенгазетами.

Санитарное состояние кабинетов, школы и территории отличное. Тепловой режим соблюдается и соответствует санитарным нормам.

Школа работает по пяти-шестидневной рабочей неделе.

Школьное расписание соответствует санитарным нормам и составлено по индивидуальному учебному плану школы. Количество часов по учебному плану соответствует записям в классных журналах. Учебное расписание не нарушает хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Нулевых уроков в расписании нет. Сдвоенные уроки имеются только по физической культуре в третьей четверти (проводятся занятия на лыжах).

В школе работают 14 групп продленного дня (класс — группы с 1 по 4 классы). Изданы приказы по организации групп продленного дня, составлен и утвержден единый режим дня. Режимные моменты в группах соблюдаются.

Школа реализует программу «Школа здоровья». Спортивно-оздоровительная работа в школе ведется на высоком уровне. Работают секции: баскетбол, футбол, настольный теннис, шахматы, подвижные игры, тренажерный зал. Количество детей, занятых в спортивных секциях от общего числа учащихся в школе, составляет 80,8%. Учителями проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, спортивные часы, занятия в спортивных секциях. Психологоческая служба школы занимается вопросами диагностики и коррекции эмоциональной сферы, сферы общения детей, ведет работу по изучению и коррекции школьных коллективов.

В школе организована круглосуточная охрана ЧОП и отделом вневедомственной охраны полиции. Необходимая документация заполняется без замечаний. Вход в школу осуществляется по пропускам.

Анализируя управленческую деятельность, можно сделать выводы:

- задачи, над решением которых работает руководство школы, реализуются;

- системный мониторинг различных направлений деятельности свидетельствует о положительной динамике управленческих компетенций заместителей директора

Основными достоинствами линейной структуры управления является относительная простота подбора руководителей и реализации функций управления. Такая организация управления обеспечивает оперативность принятия и реализации управленческих решений, единство и четкость распорядительства и исключает дублирование полномочий и противоречивость распоряжений.

Однако существуют недостатки управленческой деятельности в школе № 62.

К недостаткам этого типа структур относятся разобщенность горизонтальных связей, возможность излишней жесткости. В условиях современного производства они требуют от руководителя высокого уровня универсальной подготовки, что в свою очередь ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им. Кроме того, большая перегрузка информацией, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями приводит к тому, что основное время руководителя уходит на решение оперативных задач, а перспективным вопросам не уделяется достаточного внимания.

Структура управления в школе №62, просуществовавшая долгие годы, являлась наиболее типичной для многих школьных учреждений России. Она вполне соответствовала тем задачам, которые стояли перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционировала. Изменение внешней среды потребовало соответствующей корректировки структуры. Руководство учреждения осознало тот факт, что структуру управления муниципального школьного учреждением необходимо преобразовывать в смешанную, при которой каждое структурное подразделение наделяется той или иной степенью самостоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: