Тема 4. Философские проблемы государства и права

1. Философия политики: власть и государство. Идеология и общественное сознание. Политические учения и теории. Государство: его сущность и функции. Политическая культура общества. Социальная справедливость как цель государства, как нравственная и правовая ценность.

2. Проблема власти и роль права в становлении государства. Народ как субъект истории. Историческая ответственность власти. Институализация власти посредством права. Государство как юридическое лицо. Государство как механизм реализации права. Идея правового государства. Кризис современной государственности.

3. Особенности научного и философского познания права. Идея права в классической западноевропейской теологии и философии. Историческое бытие права. Право как исторический факт. Концепция «естественного» права. Кризис современного правосознания, его истоки. Состояние и задачи современной философии права.

4. Ценность права Введение в юридическую аксиологию, основные понятия философии ценностей. Право в системе ценностей и право как ценность. Инструментальная ценность права. Нравственно-этические проблемы ответственности, правосудия и наказания. Онтологическая природа преступления и наказания. Личность преступника и образы злодея в общественном сознании. Наказание и проблема гуманизма. Наказание и проблема справедливости. Наказание и прощение. Проблема помилования.

5. Логические основания правовых суждений Догматика права в дореволюционном правоведении. Проблематика аналитической философии. Исследования нормы в работах Г. Х. фон Вригта, Л. Витгенштейна, К. Твардовского, А. А. Ивина и др. Понятие и предмет аналитического правоведения. Логика права и логика правового исследования.

Образовательные технологии

В учебном процессе наряду с традиционными методиками широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий, технологии проблемного обучения, которые включают постановку преподавателем учебно-проблемной философской задачи и создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщёнными способами приобретения новых философских и практических знаний. Проведение семинаров и игр-дискуссий позволит сформировать навыки философской дискуссии. Внедряемая и реализуемая диалоговая модель способствует развитию профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов возможны коллоквиумы, работа в малых учебных группах по самостоятельной разработке определённой темы, проведение диспутов и мастер-классов с участием ведущих философов.

 

Тематика и вопросы семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: