2. Цель: Изучить технологический процесс подтяжки крепления головки блока цилиндров, проверки и регулировки тепловых зазоров в ГРМ.
3. Задачи: Получить навыки в ТО и ТР КШМ и ГРМ.
4. Студенты должны знать:
Отказы и неисправности КШМ и ГРМ, их признаки и причины, способы устранения неисправностей и объем работ по ТО и ТР КШМ и ГРМ.
Должны уметь:
Регулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателей; выполнять контрольно - крепежные работы.
5. Методические указания для студентов при подготовке к занятию.
5.1. Литература:"Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов."Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2. Вопросы для повторения:
- неисправности, способы их устранения и объем работ по ТО КШМ и ГРМ;
- регулировка тепловых зазоров в ГРМ;
- порядок затяжки креплений головки цилиндров двигателя.
б. Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
6.1. Довести меры техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
|
|
6.2. Методические указания по выполнению работы.
6.2.1. Инструмент, оборудование и приборы:
- двигатель автомобиля;
- пусковая рукоятка;
- набор плоских щупов;
- динамометрическая рукоятка;
- гаечные ключи;
- отвертка.
6.2.2. Проверка и подтяжка крепления головки блока цилиндров.
Гайки шпилек крепления головки цилиндров затягивают динамомет-рическим ключом равномерно и последовательно от середины к краям в два приема. Момент затяжки 73-78 Нм (ЗМЗ-:б6), 70-90Нм(ЗИЛ-131), 220-240Нм (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-740). Последовательность затяжек гаек крепления головок цилиндров показания на рисунке.
6.2.3. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме.
Зазор между стержнями клапанов и носками коромысел при холодном двигателе должен быть 0,2-0,3мм для двигателей грузовых автомобилей.
Рис. 1. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателей:а – ГАЗ-53-12, -66-11,-14 «Чайка»; б - ЗИЛ-130, Урал-375Д, автобусы ЛиАЗ-677, ПАЗ-695Н, -699Р; в – МАЗ-5335; г – ГАЗ-24, -3102 «Волга»; д – КамАЗ -5320; е – ЗИЛ-4331; ж – Икарус-260; з – торцовый ключ с динамометрической рукояткой.
Перед регулировкой зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел первого цилиндра двигателя ЗМЗ-66 нужно установить поршень в В.М.Т. конца такта сжатия, совместив указатель на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик. Для регулировки зазора нужно ослабить контргайку регулировочного винта, ввернутого в коромысло, и поворачивая винт отверткой установить зазор по щупу. После этого затянуть контргайку и снова проверить зазор. Зазоры у остальных цилиндров регулируют в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 1/4 оборота.
|
|
В двигателе ЯМЗ коленчатый вал проворачивают ключом за болт крепления шкива вентилятора до закрытия впускного клапана 1-го цилиндра, а затем на 1/4 - 1/3 оборота. В этом положении регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел в первом цилиндре. Для регулировки зазоров в следующем цилиндре поворачивают колен вал до закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительного на 1/4-1/3 оборота. Зазоры регулируют в последовательности работы цилиндров, т.е. 1-4-2-5-3-6 для
ЯМЗ-236 и 1-5-4-2-6-3-7-8 для ЯМЗ-238.
6.2.4. Объем работ по ТО КШМ и ГРМ.
ЕО. Очистить двигатель от грязи и проверить его состояние. Двигатель очищают от грязи скребками, моют при помощи кисти, смоченной в моющем растворе, а затем вытирают насухо. Мыть двигатель горючим нельзя, т.к. это может привести к пожару. Состояние двигателя проверяют внешним осмотром и прослушиванием его работы на различных режимах работы.
ТО-1.
- Проверить крепление двигателя.
- Проверить герметичность соединения головки цилиндров, поддона картера, сальника коленчатого вала. О не плотности прилегания головки можно судить по потёкам на стенках блока. цилиндров. Не плотности прилегания поддона картера и сальника коленчатого вала обнаруживают по потекам масла. При проверке крепления опор двигателя гайки необходимо расшплинтовать, подтянуть до отказа и вновь зашплинтовать.
ТО-2.
- Подтянуть гайки крепления головки цилиндров.Подтягивать без рывков, равномерно. На V-образных двигателях перед подтяжкой сливают охлаждаю-щую жидкость из системы охлаждения и ослабляет гайки крепления впускного трубопровода. После подтяжки гаек надо вновь затягивают гайки впускного трубопровода ирегулируют зазоры между клапанами и коромыслами.
- Подтянуть крепление поддона картера.
2. Проверить зазор между стержнем клапана и носком коромысла и при
необходимости произвести регулировку.
Контрольные вопросы.
1. Технологический процесс подтяжки крепления головки блока цилиндров
2. Проверка и регулировка тепловых зазоров в ГРМ.
3. Объем работ по ТО КШМ и ГРМ.
Отчет.
Лабораторная работа № 3.
Диагностирование затяжки головки блока цилиндров двигателя,
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Автомобиль (марка):
Двигатель (марка):
1. Подготовка двигателя к диагностированию затяжки головки
блока:
1.1. Температура двигателя:
1.2. Подготовительные технические воздействия:
1.3. Порядок затяжки головки блока:
- схема (рисунок)
1.4.Максимально усилие затяжки болтов(гаек, шпилек) головки
блока:
2. Проверка тепловых зазоров в клапанных механизмах ГРМ:
Клапаны (номен. зазор) | Цилиндры (фактический зазор) | |||||||
Впускной (номен. зазор) | ||||||||
Выпускной (номен. зазор) |
3. Проверка затяжки болтов крепления поддона картера:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3.2. Максимальный момент затяжки болтов:
4. Заключение:
Работу провел студент:
Работу принял руководитель: