ПРОГРАММА
ПодготовкИ обучающихся ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К участию в РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ
ПО ИСТОРИИ
(История Отечества, всеобщая история)
Донецк
Программа подготовки обучающихся общеобразовательных организацийк участию в Республиканской олимпиаде по ИСТОРИИ
Важнойчастьюработы учителя общественных дисциплин являетсяподготовка и проведениеолимпиад. Онипозволяютактивизироватьтворческие и познавательныеспособностиобучающихся, выявитьталантливых, ориентированных на научнуюдеятельностьдетей, служатпопуляризацией знаний.
Олимпиада по историиявляетсяоднойизтрадиционных форм внекласснойработы. С однойстороны - это форма проверки знаний, уменийнавыков по предмету, речевойкультуры, а с другойстороны - олимпиадапоказываетвозможности и перспективы, которыеоткрывает перед человекомвладениеисторическиммышлением.
Сведения о составителяхПрограммы.
Составителипрограммы:
Негода Е.А. | – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; |
Волкова С.Н. | – кандидат исторических наук, доцент кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; |
Хаталах О.В. | методист отдела общественных дисциплин Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; |
Морозов П.Л. | - заведующий отделом общественных дисциплин Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; |
Ткаченко Д.Л. | - методист отдела общественных дисциплин Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; |
|
|
Цель программы:
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;
- поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;
- использование для оценки успешности усвоения учащимися курса истории.
Задачи программы:
1. Воспитательные. Создатьусловия для эффективногоформированияличностных и регулятивныхучебныхдействий:
- уважительногоотношения к духовнымценностям, научномуопыту, этике в науке и образовании;
- осознаннойгражданскойпозиции, основанной на принципах патриотизма, гуманизма и толерантности;
- способности адекватно оцениватьсвоиучебныедостижения, чертысвоейличности; умениесотрудничать с наставником, учащимися, использоватьсетевыеспособыорганизациивзаимодействияпосредствомблогов, чатов в Интернет;
- уважительногоотношения к оппоненту в научнойилиучебнойдискуссии,
- сознательноговыборапрофессиональногообразования;
- культурыучебной и интеллектуальнойдеятельности.
2.Образовательные. Создатьусловия для эффективногоформированияпознавательныхучебныхдействий: самостоятельно и подруководством наставника выявлятьобласти знаний и умений, требующихкорректировки, обеспечиватьуглублениеимеющихся знаний по предмету, повышатьуровеньключевыхкомпетенций, расширятьуменияи навыкивыполненияолимпиадных заданий: работа скомплекснымиисточниками, написаниеисторическогопроекта, эссе и т.п..
|
|
3.Развивающие. Создатьусловия для развитиякоммуникативныхучебныхдействий, способствующихуспешнойреализацииспособностейучащихся в подготовительныйпериод и во времявыступления на олимпиаде, повысить мотивацию учебной деятельности, стимулировать развитие интереса к предмету;
Содержание программы:
Содержание программы включает в себя основной спектр вопросов Базовых учебных программпо истории, рекомендованных Министерством образования и науки ДНР для общеобразовательных организаций:
6 кл. | Всеобщая история. История древнего мира (интегрированный курс): 6 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
7 кл. | Всеобщая история. История средних веков: 7 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
7 кл. | История Отечества. IV –XV вв.: 7 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
8 кл. | Всеобщая история. История нового времени (XVI-XVIII вв.): 8 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. – 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017. |
8 кл. | История Отечества. XVI-XVIII вв.: 8 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
9 кл. | Всеобщая история. История нового времени (XIX в.): 9 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
9 кл. | История Отечества. ХIX в.: 9 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Тур Л.И, Могила Н.А., Балацун П.А., Симинько Н.С. Виновет Т.В., Чепига Г.Г. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
10-11 кл. | Всеобщая история. Новейшая история:(профильный уровень): 10-11 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Безродная В.П., Морозов П.Л. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
10-11 кл. | История Отечества. ХX-XХI вв. (профильный уровень): 10-11 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Безродная В.П., Морозов П.Л. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. |
1) перечень тем для подготовки к муниципальному (межлицейскому) этапу Олимпиады.
При формировании олимпиадных заданий муниципального (межлицейского) этапа был использован следующий принцип распределения материала:
|
|
8 класс | |
историяОтечества | всеобщаяистория |
ОсобенностиразвитияРоссии в ХVІ в. Завершениеобъединениярусских земель вокругМосквы. Донецкий край кактерриторияпограничьямеждуКрымским ханством и Русью. Иван IV. Реформы 50–60-х гг. XVI в. РасширениетерриториигосударстваСторожевая и станичная служба по СеверскомуДонцу. Московское царство в конце ХVІ ст.–начале ХVІІ ст. Культура в ХVІ в. Смута в российскомгосударстве. ОсвобождениеМосквы. Земский собор. Донецкий край в событияхконца XVI–первойполовины XVII ст.Российскоегосударство во второйтрети XVII в. Освоениетерриториирегиона во 2-й половине ХVІІ ст. Обустройствочеркасскихбеженцев на территорииРоссии. Социальныедвижениявторойполовины XVII в. ВнешняяполитикаРоссии в XVII в.Культура и церковь в ХVІІ в. | Причины и предпосылки Великих Географическихоткрытий. Начало процессамодернизации в ЕвропеВеликиеГеографическиеоткрытия и ихпоследствия.Начало формированияабсолютизма.Зарождениекапиталистическихотношений.Европейскоеобщество Нового времени.Рождениеновойкультуры. Гуманизм и гуманисты.Реформация.РаспространениеидейРеформации в ЕвропеКонтрреформация. Королевская власть в Англии.Французский абсолютизм. |
9 класс | |
историяОтечества | всеобщаяистория |
Российскаяимперия и Донецкийрегион в первойчетверти ХІХ в.ОсобенностиразвитияРоссийскойимперии в первойчетверти ХІХ в.Основныецели и направлениявнешнейполитикиРоссии. Отечественнаявойна 1812 г.Роль России в Европе. Внутренняяполитика в 1814–1825 гг.ЭкономикаРоссийскойимперии в первойчетверти ХІХ в.Движениедекабристов.Усилениесамодержавнойвласти во второйчетверти XIX в.Начало промышленногопереворота в России. ФормированиеэкономическогопотенциалаДонбасса.Общественноедвижение и национальнаяполитика в 30–50-х гг. XIX в.ВнешняяполитикаРоссии во второйчетверти–50-е гг. XIX в. «Золотойвек» русскойкультуры. | Переход к индустриальномуобществу в Европе.Утверждениекапитализма в промышленноразвитыхстранах. Развитие товарно-денежныхотношений.Монополистическийкапитализм, его особенности в ведущихстранахЗапада.Социальныеизменения в обществе. «Революция в быту». Наука и образование. Литература и искусство. Общественно-политическиеидеи и течения. Империя Наполеона.НаполеонБонапарт.Наполеоновскиевойны.Венскийконгресс. «Священный союз».Великобритания в 1-й половине XIX в. Франция в эпохуРеставрации и Второйимперии. |
10 класс | |
историяОтечества | всеобщаяистория |
Россия в начале ХХ в. Российскийвариантмодернизации.Государственноерегулированиеэкономики. Политическийкризисимперии. Россия в системемеждународныхотношений.Революция 1905–1907 гг. ПолитизацияРоссии. Формированиемногопартийнойсистемы.Реформа государственногостроя. Формированиероссийскогопарламентаризма. Общество и государство в условияхрежимаТретьеиюньскоймонархии.Российская культура в начале XX вв. Наука и образование. «Серебряныйвек» русскойкультуры.Россия в Первоймировойвойне. Власть и общество в годывойны.Падениесамодержавия в России.Революционнаяситуация на окраинахРоссии. Россия в условияхдвоевластия. Донецкийрегион в событияхФевральскойреволюции. Путь к провозглашениюСоветскойвласти. Декреты II ВсероссийскогосъездаСоветов. Организациявласти. Образование РСФСР. УстановлениеСоветскойвласти в национальных районах России.УстановлениевластиСоветов на Донбассе. Донецко-КриворожскаяСоветскаяреспублика. | Мир в начале ХХ ст. Основные характеристики новойиндустриальнойэпохи. СтраныЕвропы и США в 1900–1914 гг. Основныенаправленияполитическойдемократизациисоциально-политическойжизни в начале XX века.Изменение в расстановкеполитических сил в странахЕвропы.Начало Первоймировойвойны. Военныекампании и основныесражения 1914–1916 гг. Важнейшиесобытия 1917–1918 гг. Завершениевойны.ОформлениеВерсальско-Вашингтонскойсистемы. ПоследствияПервоймировойвойны. Особенностипослевоенногоэкономическогоразвития.Период «стабилизации» в Европе. |
11 класс | |
историяОтечества | всеобщаяистория |
СССР накануне и в годыВеликойОтечественнойвойны. СССР в 1939 - 1-й половине 1941 гг. «Летняя катастрофа» 1941 г. Мобилизационная и эвакуационнаяполитикаруководствастраны. Срывпланов «молниеноснойвойны». Оккупационный режим на советскойтерритории. Организацияоккупационнойвласти в Донбассе.ДвижениеСопротивления. Коллаборационизм. Единствофронта и тыла. Коренной перелом в ходевойны. СССР и союзники. Культурноепространствовойны. ОкончаниеВтороймировойвойны (1944–сентябрь1945 гг.).СССР послевойны. «Позднийсталинизм» (1945–1953 гг.).Донбасспослевойны. Изменения в политическойсистеме СССР. Идеология и культура в послевоенноедесятилетие. | Втораямироваявойна. Начало войны. НападениеГермании на СССР. Событиявойны в Европе, на Тихом океане, в СевернойАфрике.Завершающийпериодвойны в Европе и Азии. Итогивойны и ценапобеды. Политические, экономические и социальныеизменения в миревследствиеВтороймировойвойны. Возникновение и развертывание “холоднойвойны”.Основныетенденцииэкономическогоразвития.Основныетенденцииполитическогоразвития.Этапыэволюциигражданскогообщества. |
* в 10-11 классе используется содержательный компонент программы профильного уровня
|
|
2) перечень тем для подготовки к заключительному этапу Олимпиады.
При формировании олимпиадных заданий заключительного этапа Олимпиады был использован следующий принцип распределения материала:
8 класс | Содержательный материал базовых учебных программ повсеобщей истории и истории Отечества с древнейших времен до конца XVIII в |
9 класс | Содержательный материал базовых учебных программ по всеобщей истории и истории Отечества с древнейших времен до конца XIX в. |
10 класс | Содержательный материал базовых учебных программ по всеобщей истории и истории Отечества с древнейших времен до 1939 г.* |
11 класс | Содержательный материал базовых учебных программ по всеобщей истории и истории Отечества с древнейших времен до начала ХХI в* |
* в 10-11 классе используется содержательный компонент программы профильного уровня