v Учи в спокойной обстановке.
v Перебори страх перед новым и сложным материалом.
v Перебори неуверенность.
v Найди способ полюбить материал, понять его ценность.
v Настрой себя запомнить материал надолго и прочно, будь сосредоточен.
v Материал должен быть осмыслен.
v Не оставляй ничего непонятного.
v Используй логический метод изучения, а не механический.
v Отделяй главное, отличай его от второстепенного.
v Составляй хотя бы мысленный план.
v Приведи знания в систему, учись раскладывать их по полочкам и обобщать.
v Изучай материал целостно, а не кусками.
v Тяжелые части изучай отдельно.
v Как можно менее перечитывай, как можно более повторяй, пересказывай, напрягай память.
v При повторении подглядывай в текст только после тщательного припоминания (вспоминай не больше трех минут).
v Ошибки не просто исправляй, осмысливай.
v Распределяй повторение по дням.
v Работай сорок минут, а затем 10-15 минут отдыхай.
Как работать с параграфом учебника
v Прочитай весь параграф, составьобщее и целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, рисунки и др.
v Обрати особое внимание на выделенные в параграфе факты, выводы, идеи.
v Составь развернутый план.
v Старайся связать с материалом параграфа то, что ты слышал и видел на уроке, записал в тетрадь.
v Вспомни, что ты читал по данной теме, видел в музеях, кино.
v Иногда необходимо просмотреть пункты, которые изучал раньше.
v Если что-то показалось тебе непонятным, или, наоборот, очень заинтересовало тебя, обратись к справочной литературе, в справочник, в энциклопедии.
v Проверь, как усвоил материал темы, расскажи его сначала по плану, потом без него.
v Подготовь ответы на вопросы и задания в конце параграфа, выполни задания, предложенные учителем.
Как составлять план
v Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и выбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
v Начинай составлять план только тогда, когда усвоил содержание материала целиком.
v Определи характер изложения материала (объяснение, рассказ), выясни задачи изучения материала. Составляя план, учитывай это.
v В зависимости от вида плана, выбери один из двух предлагаемых путей: а) если план простой, раздели текст на части по смыслу, выдели в них главные мысли; четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши; б) если план развернутый, соотнеси главные мысли между собой и запиши их в виде основных пунктов; найди положения, раскрывающие главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
v Составь план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, представить картины исторического события, понять и осознать причины этих событий, сделать выводы.