III. Освоение темы урока

1. Чтение теоретических сведений в начале параграфа.

 

2. Поиск слов, написанных «по произношению», из числа вынесенных на доску для проверки мини-диктанта: наша, ра-кета, пурга.

 

— В каком из данных слов, несмотря на то что оно пишется «по произношению», можно всё же сделать ошибку? (Ракета.) Почему? Чем регулируется его написание?

 

Чтобы ответить на вопросы, предлагаем сравнить данное сло-во со словами двух групп: а) котлета, лопата, конфета, кле-вета; б) широта, кислота, зевота, сирота.

 

3. Вывод о правописании по традиции и в соответствии

 

с определёнными правилами делаем с помощью определения на с. 16.

 

4. Запись слова орфограмма в словарик. Определение про-исхождения слова, сравнение со словом орфография (от греч.


orthos — правильный и grapho — пишу). Образование прилага-тельного орфографический.

 

5. Упр. 25 выполняется с разделением слов на две группы: с орфограммами-гласными и орфограммами-согласными. Уча-щимся рекомендуется воспользоваться размещёнными ниже теоретическими сведениями (§ 4, с. 9), в случае затруднения можно обращаться к педагогу за консультацией.

 

Следует объяснить выражение стечение согласных. Опозна-ние таких орфограмм закрепляется выполнением упр. 27.

 

6. Работа с форзацем, на котором перечислены орфограммы. Учащиеся просматривают верхний ряд (орф. № 1—5), дела-ют вывод о том, какие ещё графические выделения необходи-мы при обозначении орфограмм и вносят данные дополнения в свои записи.

 

Учитель обращает внимание на произношение слова форзац и его значение: двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом. Слово заносится в словарь.

 

7. Подготовка устного сообщения на лингвистическую тему по материалам учебника на с. 17. При подготовке к данному сообщению учащимся можно предложить знакомство с поня-тием «морфема», которое они смогут употреблять как синоним словосочетания «значимая часть слова». Запись определения

 

в словари: Морфема — минимальная значимая часть слова. Приставка, корень, суффикс, окончание — это морфемы.

 

8. Учащиеся подбирают и записывают по 2—3 слова с ор-фограммами в различных частях слова. Данную работу можно провести по вариантам, в группах, а также в форме игры «Кто больше?».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: