1. Дано предложение: Берега заросли. Какой предлог надо ввести в это предложение, чтобы смысл предложения не нару-шился, а ударения у обоих слов изменили своё место? (У берега заросли.)
2. Найдите «третье лишнее» слово: линять, линейный, ли-ния; ветряной, проветрить, ветеран; город, гористый, горо-
жанин; обласкать, ласточка, ласковый.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выступление с сообщением о происхождении слова перчат-ка. Класс записывает слово, выделяет орфограммы и отвечает навопрос, какую помощь оказывает этимологический словарь в за-поминании орфограммы, имеющейся в данном слове. После это-го учащиеся подбирают известные им слова, которые, как и сло-во перчатка, произошли от слова перст: напёрсток, перстень.
2. — В каких словах из домашнего задания самое большое число известных вам орфограмм? (О бензине. В нём три орфо-граммы: раздельное написание предлога, безударная гласная
в корне слова и орфограмма в корне. Отвинтить. Орфограммы
в приставке и корне.)
|
|
III. Устная работа по теме урока.
1. — Чем отличаются корневые орфограммы в этих двух сло-вах (бензин, отвинтить)? Какая из них отражена в формули-ровке темы сегодняшнего урока?
— Каким правилом вы руководствуетесь при выборе глас-ной в корне слова? Используйте для иллюстрации своего ответа упр. 29.
2. Корректировка первоначальной формулировки в процессе самостоятельной работы с теоретическим материалом учебника на с. 18 и формулировкой орф. на с. 19.
3. Два ученика делают краткие сообщения по теме урока, введя в ответы собственные примеры. Класс анализирует и оце-нивает выступления товарищей.