II. Работа по теме урока с материалами учебника

1. Анализ правописания двух последних словосочетаний.

— По какой причине герой стихотворения сделал ошибки

в корнях этих слов? Запишите парами глаголы. Используйте транскрипцию, чтобы подтвердить своё мнение.

 

Лижу — лежу [л’ижу]; запивать — запевать [зап’иват’].Поскольку у учащихся ещё недостаточно опыта такой запи-

 

си, учитель выполняет эту работу на доске.

 

2. Ученики делают вывод о необходимости различать одина-ково произносимые слова с опорой на их значение, которое вы-


является только в контексте: лежу на лугу — лижу мороженое; запивать лекарство — запевать песню.

 

3. Выполняя упр. 35, учащиеся оформляют записи в стол-бик, который продолжают материалами упр. 36. При выпол-нении упр. 35 учителю необходимо предупредить, что в слово-сочетании о твор ить дверь правописание безударной гласной

 

в корне глагола не регулируется орф. № 1, данное слово нужно запомнить. Закрепить записью в словаре и подбором одноко-ренных слов: творить, творец, затворить, вытворять, при-творить, натворить, сотворить, благотворительный, рас-творитель, стихотворение и др.

 

При изучении корней с чередующимися гласными этот мате-риал можно будет использовать ещё раз.

 

4. Поисковая работа: учащиеся из записанных в течение урока слов «собирают» слова, в корнях которых имеются глас-ные, не проверяемые подбором однокоренных слов или измене-нием их форм.

 

5. Чтение орф. № 1 и работа со словариком «Пиши правиль-но!» (с. 171—173).

 

III. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

1. Выполнение упр. 37, 38. Учитель рекомендует учащимся обращаться к словарю для самопроверки. Поскольку в упр. 38 допущена опечатка: в слове вагон «удалена» ударная гласная, учитель напишет на доске слово вагонетка, в котором учащие-ся выделят две корневые орфограммы — проверяемую и непро-веряемую.

 

2. Диктант с последующей взаимопроверкой.

 

Я глядел в окно и видел, как качался нарядный лес. Ветер трепал яр-кие кленовые вершины, сотрясал могучие дубы, срывал листочки с ма-леньких рябинок. Берёзки вели беседу со своими соседками — осинами. А по небу торопливо бежали облака. Они словно боялись опоздать на важную встречу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: