1. Беседа с учащимися.
— Какие слова из предыдущего задания представляют собой пару одинаково звучащих слов? (Стог — сток.) Почему?
— Вспомните, какие слова подвели героя стихотворе-ния «Грустные мысли» (воспользуйтесь учебником или те-традью с домашним заданием). (Лук — луг; прут — пруд; грусть — груздь.)
— Какое правило нужно применить для того, чтобы пра-вильно написать эти согласные?
2. Работа с материалами для самостоятельного наблюдения
и с теоретическими сведениями учебника: с. 22—23. На осно-вании имеющихся материалов учитель рекомендует учащимся определить, в каких ситуациях требуется проверка согласных в корнях слов. Обращается внимание на то, что трудности воз-никают только с парными по звонкости-глухости согласными (учащиеся перечисляют эти пары) и в случае, если такие со-гласные стоят в «слабой» позиции. В то же время есть группа согласных, которая не заставляет парные по звонкости-глухо-сти согласные «уподобляться» им и даже помогает проверять их. Это сонорные согласные р, л, м, н, а также в.
На основе полученных сведений учащиеся готовят рассужде-ние, которое они используют при выполнении упр. 40.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Выполнение упр. 42. Учащиеся указывают в скобках про-верочные слова. Контролирует учитель, выбирая себе в помощь одного-двух «экспертов», которые консультируют товарищей.
2. У доски работает ученик, выполняющий упр. 43.
После проверки учитель обращает внимание на то, что из тех пар, которые представлены в данном упражнении, одна выде-ляется: молод — молот. Учащиеся могут по заданию учителя
и сами найти такую пару слов, которая отличается от осталь-ных, и сформулировать, в чём её отличие.
3. Учащиеся рассматривают картинки на с. 24 и выбирают из рамочки глаголы, с помощью которых можно описать изо-бражённые на них действия, затем составляют предложения.
Учитель обращает внимание на то, что спутать эти глаголы (и образованные от них с помощью приставок: отвести — от-везти; привести — привезти; завести — завезти и др.) мож-но только тогда, когда они стоят в начальной форме, например в сочетаниях с другими словами: надо...; можно...; следует...; стоит...; решил...; захотел.... В остальных формах согласныенаходятся в сильной позиции. Для запоминания можно ввести данные глаголы в пары: вести — водить; везти — возить.