III. Работа по теме урока с материалами учебника. 1. Повторение сведений о тексте

1. Повторение сведений о тексте.

 

2. Работа по освоению понятия «основная мысль текста» на материале упр. 115. Учитель акцентирует внимание на поня-тии: «Тема текста — это то, о чём в тексте говорится».

 

— О чём говорится в данном случае? (О чайнике.)

 

— На что хочет обратить наше внимание Ю. Мориц? Что она хочет сообщить нам, ведь с чайником знаком каждый? Можно ли сказать, что у поэта есть особое отношение к чайнику? В чём оно заключается? Что хочет сказать Юнна Мориц о чайнике?

 

В любую погоду чайник способен поднять настроение. Это

и есть основная мысль — то, ради чего написано стихотворение.


3. Учащиеся формулируют определение основной мысли: «Основная мысль отражает отношение автора к тому, о чём он пишет, является его оценкой темы, которой посвящён текст».

 

4. Упражнение 116.

— Где сформулирована тема? (В заголовке.)

 

— В каком предложении отражается мнение Ю. Яковлева о том, кого он считает порядочным человеком?

 

Формулирование основной мысли: «Порядочный чело-век — верный, честный и благородный человек, который умеет понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной».

 

Вывод: тема — это предмет мысли, а основная мысль — это мысль о предмете. Учитель может посоветовать сравнить эти отношения с отношениями внутри предложения между под-лежащим и сказуемым. Таким образом, тема — это «подле-жащее» текста, а основная мысль — это «сказуемое» текста. Можно изобразить графически: Тема текстаосновная мысль

 
 


текста (и сравнить с записанной основной мыслью).


5. Упражнение 117.

 

Учащиеся читают заметку, анализируют её тему, обозначен-ную в заголовке, оценивают заметку на соответствие её содер-жания теме, выявляют противоречия, анализируют замечания редактора, добавляют свои поправки.

 

Класс делится на два варианта: 1-й редактирует заметку, оставляя заголовок. Задача — выразить основную мысль в со-ответствии с темой. 2-й вариант редактирует заметку, подбирая другой заголовок. Задача —выяснить, о чём будет идти речь (изменить тему в соответствии с содержанием заметки), опреде-лить, что следует сказать о произошедшем событии (т. е. найти и сформулировать основную мысль).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: