1. Работа с предложением Командир скинул шинель, выта-щил из-под телеги ломик и пробил им полынью:
а) учащиеся выделяют грамматическую основу; б) убирают все остальные слова; в) делают вывод о необходимости второ-степенных членов предложения; г) составляют под руковод-ством учителя вопросную схему предложения.
Командирскинул | вытащил | пробил | ||
ч т о? | и з-п о д | ч т о? ч е м? | ч т о? | |
шинель | ч е г о? | ломик | им | полынью |
из-под | ||||
телеги |
2. Анализ термина «дополнение», вынесенного в тему урока. Осмысление глагола дополнить через подбор близких по смыс-лу слов: добавить, пояснить, уточнить. Чтение определения на с. 83, подтверждение данных сведений записанным предло-жением. Начинается сбор сведений, от какого члена предложе-ния зависят дополнения.
3. Упражнение 180.
4. Предупреждение учителя: будьте осторожны, не прини-майте за подлежащее дополнение-существительное в форме ви-нительного падежа! Учитель обращает внимание на то, что во-просы совпадают только у неодушевлённых существительных:
|
|
это они в винительном падеже отвечают на вопрос ч т о? (как и в именительном), поэтому при таком совпадении рекоменду-ется задавать «двойной» вопрос: к о г о? ч т о?
А л г о р и т м
1) Выделяем грамматическую основу.
2) От сказуемого задаём двойной косвенный вопрос: к о г о?
ч т о?
3) Находим дополнения, подчёркиваем пунктиром.
5. Упражнение 184.