1. Упражнение 182.
Если учитель предпочитает работать с текстом и выбирает для закрепления упр. 183, то ему следует руководить работой учащихся и предлагать выборочный анализ. При этом нужно быть готовым объяснить учащимся, что в таких выражениях, имеющихся в тексте, как на стенах надгробий, на кораблях греков, зависимые слова не являются дополнениями (это несо-гласованные определения), поскольку зависят не от глаголов-сказуемых, а от существительных (дополнения могут зависеть от членов предложения, выраженных существительными, в тех случаях, когда существительные обозначают действия или се-мантически связаны с глаголами: чтение книг, просьба о помо-щи, жажда славы, любовь к ближнему и т. п.).
2. Составление предложений по схемам.
1) | ! | ||||||||||||||||||||||||
2) | . | ||||||||||||||||||||||||
|
|
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся адресуют вопросы о второстепенных членах пред-ложения товарищам, контролируют правильность и полноту ответов.
VI. Домашнее задание. Упр. 185 или составление предложе-ний с дополнениями — словами из словаря трудных слов.
Урок 45. Определение (§ 38)
Цели урока: раскрыть основные признаки определения, способыего выражения; научить выявлять роль определения в речи, находить определение, выделять его графически, распространять с помощью определения предложения, использовать определения для большей выразительности высказывания.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познаватель-ные УУД. Анализ объектов, выявление их существенных признаков.Обоснование своей точки зрения. Синтез знаний. Построение анало-гий. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.
1) Расшифруйте запись: !, лучшее, чтение, —, учение.
(Чтение — лучшее учение!)
2) Учащиеся характеризуют постановку знаков препинания (определяют цель высказывания, интонацию, распространён-ность, способы выражения главных членов, объясняют поста-новку тире).
3) Ставится вопрос к второстепенному члену предложе-ния — не дополнению.