1. Сделанные наблюдения дополняются материалами для са-мостоятельного наблюдения (с. 85) и теоретическими сведения-ми на с. 86.
При работе с текстом, который сначала выразительно чита-ется, обращается внимание на функцию определений-прила-гательных в художественном стиле речи. Используется приём редактирования: прилагательные опускаются.
2. Упр. 186, наблюдение над определениями, выраженными прилагательными. Второе предложение ученики разбирают под руководством учителя, учатся подчёркивать определение вол-нистой линией, комментируют слово озимь, используя толко-вый словарь (с. 179).
Учитель объясняет учащимся, что озимые — это зерновые культуры, которые сеются перед зимой, от слова зима и произо-шло это название. Когда снег сходит и земля оттаивает под солнеч-ными лучами, свободные от озимых посадок поля засевают яровы-ми культурами, название которым даёт весна, по-славянски яро.
Новая лексика заносится в личные словарики: озимь, ози-мые, яровые.
У доски один из учеников записывает только схемы предло-жений, сопоставляет порядок слов в предложениях.
|
|
3. Выполнение упр. 187 мотивируется заданием подобрать яркие, интересные, необычные определения, такие, каких, скорее всего, не будет у товарищей. При проверке упражне-ния оригинальность подтверждается тем, что ни у кого такого прилагательного нет. В результате работы зачитывается текст
с прилагательными-победителями, он сравнивается с «голым» текстом, лишённым определений.
Дополнительно анализируется существительное листопад-нички (учащимся должна быть известна сказка И. С. Соколо-ва-Микитова «Листопадничек» из программы литературного чтения 3 класса. Учитель дополнительно сообщает о том, что это слово придумано автором, поэтому в словаре его нет). За-писывается и анализируется предложение: Листопаднички — осенние зайчата. Учитель обращает внимание учащихся на
то, что тире в последнем предложении из упр. 187 ставится не между подлежащим и сказуемым (учащиеся находят грам-матическую основу: появились зайчата).