1. Учитель сообщает учащимся о том, что К. Г. Паустовский считал русский язык «алмазным языком» (так называется гла-ва в его книге «Золотая роза», в которой он размышляет о труде писателя). В этой главе есть такая мысль: «Для всего, что суще-
ствует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, — в рус-ском языке есть великое множество хороших слов и назва-ний... Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с „дождевых“.
Учащиеся записывают первое предложение и обменивают-ся мыслями по поводу высказывания писателя. Затем учитель предлагает учащимся собрать известные им «дождевые» слова, после чего продолжает знакомить с отрывком из книги Паустов-ского: «Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — по-лосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни».
Учащиеся сравнивают свои записи со словами Паустовского, называют те слова, которые им не понятны.
|
|
2. Чтение диалога на с. 149—150, повторение тех сведений, которые имеются в словах участников этого диалога.
3. Чтение теоретического материала на с. 150, запись све-дений в переработанном виде в тетрадь-справочник: «Лекси-ка — это словарный состав языка. Лексикология — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав». Учащиеся комментируют постановку знаков препинания.
4. Выполнение заданий упр. 326 сопровождается записью слов в словарики: бессмертник, пергамент.
5. Каким источником мы пользуемся, чтобы узнать значе-ние слова? Чтение второй теоретической информации на с. 150. Знакомство с толковыми словарями, имеющимися в кабинете русского языка, запись в словарики «дождевых» прилагатель-ных, незнакомых учащимся.
6. Анализ статьи толкового словаря.
— Какая информация содержится в статье?
— Найдите сведения, которые отражают лексическое значе-ние слова, затем — его грамматическое значение.
Учитель дополнительно предлагает познакомиться со статья-ми словаря, описывающими существительное и глагол (педа-гогу лучше самому подобрать эти статьи, можно и с исполь-зованием словаря учебника, предусмотрев, что учащиеся ещё не знакомы с понятием многозначности).
Бессмертник, - а, м. Растение семейства сложноцветных с сухиминевянущими цветками. Букетик бессмертников.
Шуршать, -шу, -шишь; несов. Производить шорох. Сухие листьяшуршат под ногами.
Учащиеся записывают данные сведения в произвольной фор-ме (можно в форме таблицы).
Слово в начальной | Грамматиче- | Лексиче- | Пример |
форме с указанием | ские сведения | ское зна- | употребле- |
ударения | чение | ния | |
|
|
7. Чтение и расшифровка сведений, имеющихся в словар-ных статьях учебника: жюри, гравий, оранжевый, лиловый, накрениться, боронить. Учащиеся представляют слова по ал-фавиту. Комментируют имеющиеся в статьях грамматические сведения.
8. Анализ текста упр. 327, формулирование и запись основ-ной мысли данного текста.