II. Освоение темы урока. 1. Чтение материалов для наблюдения на с

 

1. Чтение материалов для наблюдения на с. 165, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 166.

2. Анализ и запоминание нового термина, сравнение его

с терминами омонимы, синонимы.

 

— Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синони-мы — антонимы.)

 

3. Есть ли в стихотворении Антокольского слова, к кото-рым вы можете подобрать антонимы? (Старик — юноша; ран-ний — поздний; сумрачно — ясно.)

 

4. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из «Слова-ря антонимов русского языка» М. Р. Львова).

 

ПРАЗДНИЧНЫЙ — БУДНИЧНЫЙ

Праздничный день — будничный день. Праздничная одежда — буд-ничная одежда. Праздничное настроение — будничное настроение.

 

А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет

в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)

5. Работа с упр. 369, 370. Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использова-нием антонимов.

6. Лото «Антонимы». Учащиеся получают карточки с на-писанными словами. Ведущий называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы. При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же части речи.

 

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
       
ссориться быстро активный мокрый
старый потерять великан сытый
смех добрый вспомнить интересно
молодой шум уродливый потеря
вред возражать будущее храбрость
толстый румяный друг обвинять
мудрость поражение вежливо говорить
       

 

Слова, которые называет ведущий (они могут быть написаны на маленьких карточках и раскрываться в случайной после-довательности): мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глу-пость, победа, грубо, молчать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: