1. Чтение материалов для наблюдения на с. 165, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 166.
2. Анализ и запоминание нового термина, сравнение его
с терминами омонимы, синонимы.
— Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синони-мы — антонимы.)
3. Есть ли в стихотворении Антокольского слова, к кото-рым вы можете подобрать антонимы? (Старик — юноша; ран-ний — поздний; сумрачно — ясно.)
4. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из «Слова-ря антонимов русского языка» М. Р. Львова).
ПРАЗДНИЧНЫЙ — БУДНИЧНЫЙ
Праздничный день — будничный день. Праздничная одежда — буд-ничная одежда. Праздничное настроение — будничное настроение.
А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет
в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)
5. Работа с упр. 369, 370. Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использова-нием антонимов.
6. Лото «Антонимы». Учащиеся получают карточки с на-писанными словами. Ведущий называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы. При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же части речи.
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 |
ссориться | быстро | активный | мокрый |
старый | потерять | великан | сытый |
смех | добрый | вспомнить | интересно |
молодой | шум | уродливый | потеря |
вред | возражать | будущее | храбрость |
толстый | румяный | друг | обвинять |
мудрость | поражение | вежливо | говорить |
Слова, которые называет ведущий (они могут быть написаны на маленьких карточках и раскрываться в случайной после-довательности): мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глу-пость, победа, грубо, молчать.