1. Подберите антонимы к многозначным словам (постарай-тесь избегать повторов):
а) мягкий хлеб, мягкий диван, мягкий голос; мягкое на-казание, мягкие черты лица; б) мелкие ягоды, мелкий пруд, мелкий шрифт, мелкие недоделки, мелкий дождик; в) сво-бодный народ, свободная речь, свободное место, свободная квартира, свободный костюм; г) плохой почерк, плохой ак-тёр, плохой поступок, плохая оценка, плохое настроение.
2. Упр. 372 выполняется с дополнительным условием: соста-вить словосочетания с данными словами.
IV. Подведение итогов урока.
С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной. В каких про-изведениях устного народного творчества используются анто-нимы?
V. Домашнее задание. Упр. 371, 374 (по выбору, индивиду-ально).
Урок 93. Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал;совершенствовать навык работы со словарями, подготовить сообщение о словаре; закрепить орфографические навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-по-знавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятив-ные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познаватель-ные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение вестидиалог.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка. «Отгадай-ка».
1) Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят. (Колёса.) 2) Шкаф большой, двер-цы маленькие, кладут белое, вынимают чёрное. (Печь и дро-ва.) 3) Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, внутри сладко. (Орех.)
— Какие отношения между словами использованы в созда-нии этих загадок?
II. Проверка домашнего задания.
Если учащиеся составляли предложения по образцу, то у них должны быть записаны одинаковые по структуре пред-ложения. Учитель предлагает сказать, какими членами пред-ложения являются слова-антонимы. После этого учащиеся называют знакомые им произведения, в которых действуют названные герои. Учащиеся могут прочитать отрывки из басен И. Крылова.