1. Выявление источников проектирования цели и задач воспитательной работы.
2. Определение на этой основе общих (стратегических) организационных и собственно-педагогических целей воспитания.
3. Конкретизация стратегических целей в системе тактических целей-задач.
4. Выбор наиболее значимых и актуальных для организации эффективной воспитательной деятельности целей и задач.
5. Самоанализ качества проектирования цели и задач на основе специально разработанных критериев.
6. Окончательное оформление перечня цели и задач плана воспитательной работы.
7. Определение ожидаемого результата.
Документ 2
Типология видов целей и задач воспитания
Вид цели | Характеристика |
Идеальная | Цель, фиксирующая предельное представление субъекта о совершенном объекте |
Реальная | - содержит прогноз результата, реально достижимого за определенный отрезок времени; - обладает свойством персонифицированности, т.к. всегда соотносится с конкретным человеком; - направлена на развитие разнообразных свойств человека и его характеристик (природных, социальных, культурных, духовных) |
Многоуровневая | - цель, выражающая социальные, жизненные, педагогические устремления воспитателя, педагогического коллектива, общества в целом; - цель, выражающая особенности организации воспитательной деятельности конкретного учреждения; - цели воспитанников, связанные со стремлением к самосовершенствованию |
Процессуальные цели (цели-направления) | - носят обобщенный характер, указывая на содержательные приоритеты воспитания; - формируются на основе социальных потребностей и знании общих тенденций в становлении человека; - обращены к любому члену общества; - тесно связаны с направлениями воспитания (нравственным, эстетическим, гражданским, экологическим, религиозным, трудовым, физическим, патриотическим, правовым, политическим, экономическим) |
Функциональные (организационные) | - фиксируют пути и средства достижения результатов воспитания; - формулировки данного вида целей начинаются с глаголов: создать условия, разработать, обеспечить, организовать выявить и т.п. |
Собственно-педагогические | - фиксируют изменения, которые должны произойти с воспитанником в процессе воспитания; - формулировки данного вида целей начинаются с глаголов: сформировать, развить, укрепить, способствовать осознанию, пробудить интерес и др. |
Промежуточные цели | соотносятся с отдельными этапами воспитательного процесса |
Конечные цели | соотносятся с итогами воспитательной работы |
Документ 3
Перечень источников проектирования целей и задач плана воспитательной работы
- Социальный запрос, выраженный в официальном документе.
- Особенности организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
- Теории и концепции воспитания, разработанные учеными.
- Результаты диагностики особенностей и потребностей ученического коллектива, уровня его сплоченности, проблем в воспитании коллектива и личности.
- Традиции ученического коллектива,запросы и потребности воспитанников.
Документ 4