(разработан студенткой ИФиМК САФУ Богдановской А.)
Здравствуйте, класс. Я хотела бы поговорить с вами о том, что меня очень огорчило в вашем поведении. Думаю, вы догадываетесь, что я имею в виду, и понимаете, почему меня огорчило это. Вы проявили страшную и бессмысленную жестокость, что вам, как мне казалось, не свойственно. С тех пор, как узнала об этом, я задаю себе вопрос «Почему? Почему они так поступили?».И не нахожу ответа. Что это было? Проявление стадного инстинкта, когда пожалеть того, кто попал в неловкое положение, значит самому обречь себя на унижение? Знаете, я просто-напросто обескуражена этим вашим поступком. Не думаю, что и тот, над кем вы так зло посмеялись, ожидал от вас такой реакции. Мне очень неприятно об этом говорить, но, видимо, так и есть: я была лучшего мнения о вашем классе, и о каждом из вас в отдельности. Вы, вроде бы, достаточно взрослые люди, чтобы понять, что лучшим поведением в этой ситуации было бы просто не обратить внимания на это происшествие, но нет, в вас проявилась какая-то бессмысленная детская жестокость, что очень странно для вас, как взрослых и умных людей…. Думаю, вам стоит хорошенько над всем этим задуматься. И над тем, насколько каждый из вас зрелая личность, в том числе.
Вариант 3.
Тип кейса: Обучающий.
Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.
Ситуация: К начинающему педагогу Евгении Петровне подошел учитель начальной школы и попросил разобраться в следующей ситуации: ученик класса, в котором Евгения Петровна выполняет функции классного руководителя, напугал девочку из младшего класса жуком – принес насекомое в школу и стал показывать школьнице, чем довел ее до слез.
Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.
Задания, которые приведут к решению ситуации:
1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.
2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).
3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:
- Какова, по вашему мнению, цель беседы?
- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?
- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?
- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.
4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).
5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.
Материалы для решения ситуации:
4. Текст этической беседы.
5. Особенности этической беседы как метода воспитания.
6. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.
Документ 1