Особенности этической беседы как метода воспитания

1. Этическая беседа является специальным методом воспитания и ставит своей целью углубление, упрочение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений, научного мировоззрения, системы отношения к себе, людям и окружающему миру.

2. Этическая беседа выступает как средство убеждения и поучения, выполняет в воспитании профилактическую функцию, предупреждая нарушение учащимися норм нравственного поведения.

3. Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы.

4. Этическая беседа предполагает активное участие в ней воспитанников, живой обмен мнениями, диалог.

5. В результате проведенной беседы воспитанники должны самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на проблему обсуждения глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

6. В практике воспитания традиционно выделяются плановые (готовятся заранее) и неплановые (возникают непреднамеренно, стихийно) этические беседы.

7. Поводом для неплановой этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки школьников. Такая беседа, как правило, проводится сразу же после события или несколько позже, когда произойдет осмысление причин произошедшего.

8. Проведение неплановой этической беседы требует большого мастерства от учителя, коммуникативных и речевых навыков.

9. Проектируя беседу, педагог должен обратить внимание на:

- позиции, занимаемые педагогом и детьми,

- суть возникшей проблемы,

- необходимость использования эффективных педагогических и коммуникативных приемов.

- важность четких, корректных, понятных формулировок своей мысли,

- положительной установки на воспитанников.

10. В процессе беседы необходимо избегать:

- позиции «сверху»,

- безапелляционности и резкости суждений,

- резких оценок,

- субъективных оценочных суждений,

- «перехода на личность»,

- неконструктивной критики,

- пространных рассуждений,

- тона нотации,

- речевых штампов, клише,

- излишнего дадактизма и пафоса,

- «моделей долженствования»,

- иронии и сарказма.

Документ 3.

Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему

Название Характеристика
Тема беседы  
Цель беседы  
Коммуникативные и педагогические приемы, используемые педагогом  
Построение беседы  
Культура речи  
Демонстрация отношения к воспитанникам и их поведению  
Предполагаемая реакция воспитанников на слова педагога  
Достоинства беседы  
Недостатки беседы  
Эффективность беседы с точки зрения реализации цели  

Вариант 2.

Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.

Ситуация; Студентка ИФиМК САФУАнастасия проходила педагогическую практику в одном из образовательных учреждений г. Архангельска. В классе, в котором она выполняла функции классного руководителя, произошла неприятная ситуация: Наташа А. проспала в школу, заторопилась, надела платье с изнаночной стороны и в таком виде пришла на уроки. Одноклассники подняли Наташу на смех. Расстроившись, девочка убежала домой. Когда она утром следующего дня пришла в школу, то увидела нарисованную на доске карикатуру с подписью «Бомжиха». Наталья Николаевна решила провести с воспитанниками беседу на этическую тему.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).

5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

1. Текст этической беседы.

2. Особенности этической беседы как метода воспитания.

3. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: