Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные методы анализа демографических процессов»




Практическая работа № 1

Тема «Демография как наука»

Контрольные вопросы и задания

Iзадание. (Выберите правильный вариант ответа).

Предметом демографии являются:

1) учет численности и состава населения;

2) закономерности воспроизводства населения;

3) процессы социально-экономической структуры населения.

IIзадание. Согласны ли Вы со следующим утверждением: Демография — сердцевина научных знаний о народонаселении (да, нет, объясните ответ).

IIIзадание. Как Вы считаете, «демографический взрыв» и «бэби-бум» тождественные понятия? (Да, нет, объясните ответ, приведите примеры).

IVзадание. (Выберите правильный вариант ответа).

Численность населения мира в 2012 году достигла:

1) 5 млрд человек;

2) 7 млрд человек;

3) 8 млрд человек.

Vзадание. (Выберите правильный вариант ответа и закончите предложение). Практическое применение демографических методов и данных о населении в маркетинге и бизнесе называется (демометрика, демографика, демостатика).

VI задание выполнить Тест № 1

Кто ввел в научный оборот термин «демография»?

а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);

б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);

в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).

2. Автор первой научной демографической работы «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», основоположник школы «политической арифметики»:

а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);

б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);

в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).

Автор первой в истории теории народонаселения работы «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества»

а) А. Гийяр (1799-1876);

б) К. Бернулли (1782-1863);

в) Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Т.Мальтус (1766-1834).

4. Демография – это наука:а) о статистических особенностях процессов рождаемости и смертности;

б) о населении (народонаселении), как самовоспроизводящейся совокупности людей;

в) о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса, миграционных процессах различных регионов

г) это комплексная наука о населении.

5. Объектом научного познания демографии являются:

а) законы воспроизводства населения;

б) люди, население;

в) процессы, меняющие численность и состав населения;

г) все вместе.

6. Петр I издал указ «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ» в:

а) 1728; б) 1718; в) 1725 ; г)1703.




7. Как стали именоваться учеты населения в России с 1722-1725 гг.:

а) ревизиями; б) подушными переписями;

г) писцовыми книгами;

г) приказами.

Практическая работа 2

Тема «Демография как система наук.

Основные методы анализа демографических процессов»

Задания:

1. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите, что утверждает теоретический анализ, который определяет общие подходы к изучению населения? Знать выделенные положения.

2. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя перечислите, и запишите, блоки демографии как системы демографических наук. Знать название перечисленных блоков.

3.Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя опишите, чем занимаются (научный объект):

§ теоретическая демография,

§ история демографии,

§ описательная демография,

§ экономическая демография,

§ историческая демография,

§ методики демографического анализа,

§ социально-демографическое прогнозирование,

§ региональная демография,

§ прикладная демография.

4.Используя раздаточный материал преподавателя, начертите схему «Система научных знаний, используемая демографией». Проанализируйте данную схему.

5. Проблемное задание.

Теоретическая часть.

Существует «Тройственный союз» между демографией, социологией и экономикой, можно привести примеры этой взаимосвязи и того что ко всем явлениям общественной жизни можно подойти по разному; иногда эти подходы могут противоречить друг другу.



Пример 1. Проблема урбанизации, роста городского населения. Встает вопрос: какие города целесообразно развивать: малые, средние или крупные? Представьте Ваши возможные подходы решения проблемы:

а) экономический подход…

б) социологический подход…

в) демографический подход…

Пример 2.

Проблема алкоголизма.

Оценки проблемы:

а) экономический подход…

б) социологический подход…

в) демографический подход…

6. Самостоятельная домашняя работа, изучив материал темы «история демографии» (Учебники: Например - Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М, 2010, С. 12-27., Интернет-ресурсы) запишите и запомните выдающихся (Ф.И.О, время жизни) ученых в области демографии и кратко опишите их исследования.

Учебно-методическое обеспечение занятия.

Учебники

1. Демография и статистика населения: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006..

2. Медков В.М. Демография: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. - 683с.

3. Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М,2010.-288 с

Интернет-ресурсы

1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru

2. «Демография России»http://dmo.econ.msu.ru

3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» еженедельный журнал «Демоскоп» // www.demoscope.ru

4. Библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам http://window.edu.ru

5. Демографический сайт Б.П. Денисова http://demography.narod.ru

6. POPLINE (База данных по демографическим исследованиям) www.jhuccp.org

7. PopulationInformationNetwork (Официальный демографический сайт ООН) www.undp.org/popin/popin.html.





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 189; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8912 - | 7137 - или читать все...

 

3.85.143.239 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.