Практическая работа № 1
Тема «Демография как наука»
Контрольные вопросы и задания
Iзадание. (Выберите правильный вариант ответа).
Предметом демографии являются:
1) учет численности и состава населения;
2) закономерности воспроизводства населения;
3) процессы социально-экономической структуры населения.
IIзадание. Согласны ли Вы со следующим утверждением: Демография — сердцевина научных знаний о народонаселении (да, нет, объясните ответ).
IIIзадание. Как Вы считаете, «демографический взрыв» и «бэби-бум» тождественные понятия? (Да, нет, объясните ответ, приведите примеры).
IVзадание. (Выберите правильный вариант ответа).
Численность населения мира в 2012 году достигла:
1) 5 млрд человек;
2) 7 млрд человек;
3) 8 млрд человек.
Vзадание. (Выберите правильный вариант ответа и закончите предложение). Практическое применение демографических методов и данных о населении в маркетинге и бизнесе называется (демометрика, демографика, демостатика).
VI задание выполнить Тест № 1
Кто ввел в научный оборот термин «демография»?
а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);
б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);
в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);
г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).
2. Автор первой научной демографической работы «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», основоположник школы «политической арифметики»:
а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);
б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);
в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);
г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).
Автор первой в истории теории народонаселения работы «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества»
а) А. Гийяр (1799-1876);
б) К. Бернулли (1782-1863);
в) Е.Н. Анучин (1831-1905);
г) Т.Мальтус (1766-1834).
4. Демография – это наука:а) о статистических особенностях процессов рождаемости и смертности;
б) о населении (народонаселении), как самовоспроизводящейся совокупности людей;
в) о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса, миграционных процессах различных регионов
г) это комплексная наука о населении.
5. Объектом научного познания демографии являются:
а) законы воспроизводства населения;
б) люди, население;
в) процессы, меняющие численность и состав населения;
г) все вместе.
6. Петр I издал указ «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ» в:
а) 1728; б) 1718; в) 1725; г)1703.
7. Как стали именоваться учеты населения в России с 1722-1725 гг.:
а) ревизиями; б) подушными переписями;
г) писцовыми книгами;
г) приказами.
Практическая работа 2
Тема «Демография как система наук.
Основные методы анализа демографических процессов»
Задания:
1. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите, что утверждает теоретический анализ, который определяет общие подходы к изучению населения? Знать выделенные положения.
2. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя перечислите, и запишите, блоки демографии как системы демографических наук. Знать название перечисленных блоков.
3. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя опишите, чем занимаются (научный объект):
§ теоретическая демография,
§ история демографии,
§ описательная демография,
§ экономическая демография,
§ историческая демография,
§ методики демографического анализа,
§ социально-демографическое прогнозирование,
§ региональная демография,
§ прикладная демография.
4. Используя раздаточный материал преподавателя, начертите схему «Система научных знаний, используемая демографией». Проанализируйте данную схему.
5. Проблемное задание.
Теоретическая часть.
Существует «Тройственный союз» между демографией, социологией и экономикой, можно привести примеры этой взаимосвязи и того что ко всем явлениям общественной жизни можно подойти по разному; иногда эти подходы могут противоречить друг другу.
Пример 1. Проблема урбанизации, роста городского населения. Встает вопрос: какие города целесообразно развивать: малые, средние или крупные? Представьте Ваши возможные подходы решения проблемы:
а) экономический подход…
б) социологический подход…
в) демографический подход…
Пример 2.
Проблема алкоголизма.
Оценки проблемы:
а) экономический подход…
б) социологический подход…
в) демографический подход…
6. Самостоятельная домашняя работа, изучив материал темы «история демографии» (Учебники: Например - Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М, 2010, С. 12-27., Интернет-ресурсы) запишите и запомните выдающихся (Ф.И.О, время жизни) ученых в области демографии и кратко опишите их исследования.
Учебно-методическое обеспечение занятия.
Учебники
1. Демография и статистика населения: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006..
2. Медков В.М. Демография: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. - 683с.
3. Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М,2010.-288 с
Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru
2. «Демография России»http://dmo.econ.msu.ru
3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» еженедельный журнал «Демоскоп» // www.demoscope.ru
4. Библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам http://window.edu.ru
5. Демографический сайт Б.П. Денисова http://demography.narod.ru
6. POPLINE (База данных по демографическим исследованиям) www.jhuccp.org
7. PopulationInformationNetwork (Официальный демографический сайт ООН) www.undp.org/popin/popin.html.