Основные методы анализа демографических процессов»

Практическая работа № 1

Тема «Демография как наука»

Контрольные вопросы и задания

Iзадание. (Выберите правильный вариант ответа).

Предметом демографии являются:

1) учет численности и состава населения;

2) закономерности воспроизводства населения;

3) процессы социально-экономической структуры населения.

IIзадание. Согласны ли Вы со следующим утверждением: Демография — сердцевина научных знаний о народонаселении (да, нет, объясните ответ).

IIIзадание. Как Вы считаете, «демографический взрыв» и «бэби-бум» тождественные понятия? (Да, нет, объясните ответ, приведите примеры).

IVзадание. (Выберите правильный вариант ответа).

Численность населения мира в 2012 году достигла:

1) 5 млрд человек;

2) 7 млрд человек;

3) 8 млрд человек.

Vзадание. (Выберите правильный вариант ответа и закончите предложение). Практическое применение демографических методов и данных о населении в маркетинге и бизнесе называется (демометрика, демографика, демостатика).

VI задание выполнить Тест № 1

Кто ввел в научный оборот термин «демография»?

а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);

б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);

в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).

2. Автор первой научной демографической работы «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», основоположник школы «политической арифметики»:

а) Французский ученый А. Гийяр (1799-1876);

б) Швейцарский математик К. Бернулли (1782-1863);

в) Русский статист Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Английский ученый Дж.Граунт (1620-1674).

Автор первой в истории теории народонаселения работы «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества»

а) А. Гийяр (1799-1876);

б) К. Бернулли (1782-1863);

в) Е.Н. Анучин (1831-1905);

г) Т.Мальтус (1766-1834).

4. Демография – это наука:а) о статистических особенностях процессов рождаемости и смертности;

б) о населении (народонаселении), как самовоспроизводящейся совокупности людей;

в) о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса, миграционных процессах различных регионов

г) это комплексная наука о населении.

5. Объектом научного познания демографии являются:

а) законы воспроизводства населения;

б) люди, население;

в) процессы, меняющие численность и состав населения;

г) все вместе.

6. Петр I издал указ «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ» в:

а) 1728; б) 1718; в) 1725; г)1703.

7. Как стали именоваться учеты населения в России с 1722-1725 гг.:

а) ревизиями; б) подушными переписями;

г) писцовыми книгами;

г) приказами.

Практическая работа 2

Тема «Демография как система наук.

Основные методы анализа демографических процессов»

Задания:

1. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя выделите, и запишите, что утверждает теоретический анализ, который определяет общие подходы к изучению населения? Знать выделенные положения.

2. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя перечислите, и запишите, блоки демографии как системы демографических наук. Знать название перечисленных блоков.

3. Используя материал учебников, лекций, интернет ресурсов и раздаточный материал преподавателя опишите, чем занимаются (научный объект):

§ теоретическая демография,

§ история демографии,

§ описательная демография,

§ экономическая демография,

§ историческая демография,

§ методики демографического анализа,

§ социально-демографическое прогнозирование,

§ региональная демография,

§ прикладная демография.

4. Используя раздаточный материал преподавателя, начертите схему «Система научных знаний, используемая демографией». Проанализируйте данную схему.

5. Проблемное задание.

Теоретическая часть.

Существует «Тройственный союз» между демографией, социологией и экономикой, можно привести примеры этой взаимосвязи и того что ко всем явлениям общественной жизни можно подойти по разному; иногда эти подходы могут противоречить друг другу.

Пример 1. Проблема урбанизации, роста городского населения. Встает вопрос: какие города целесообразно развивать: малые, средние или крупные? Представьте Ваши возможные подходы решения проблемы:

а) экономический подход…

б) социологический подход…

в) демографический подход…

Пример 2.

Проблема алкоголизма.

Оценки проблемы:

а) экономический подход…

б) социологический подход…

в) демографический подход…

6. Самостоятельная домашняя работа, изучив материал темы «история демографии» (Учебники: Например - Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М, 2010, С. 12-27., Интернет-ресурсы) запишите и запомните выдающихся (Ф.И.О, время жизни) ученых в области демографии и кратко опишите их исследования.

Учебно-методическое обеспечение занятия.

Учебники

1. Демография и статистика населения: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006..

2. Медков В.М. Демография: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. - 683с.

3. Косов, П.И.,Берендеева, А.Б. Основы демографии:учеб.пособие для вузов.-2-е изд., доп. и переработ.-М.:Инфра-М,2010.-288 с

Интернет-ресурсы

1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru

2. «Демография России»http://dmo.econ.msu.ru

3. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» еженедельный журнал «Демоскоп» // www.demoscope.ru

4. Библиотека полнотекстовых учебников и учебных пособий по гуманитарно-экономическим и техническим дисциплинам http://window.edu.ru

5. Демографический сайт Б.П. Денисова http://demography.narod.ru

6. POPLINE (База данных по демографическим исследованиям) www.jhuccp.org

7. PopulationInformationNetwork (Официальный демографический сайт ООН) www.undp.org/popin/popin.html.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: