Международная торговля в области услуг

ТЕМА 21.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ: МЕНЕДЖМЕНТ УСЛУГ

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

 

1. Международная торговля в области услуг.

2. Причины гллобализации сервисных компаний.

3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.

4. Формы глобализации.

 

Минилексикон: глобализация, интернационализация, экспорт, импорт, валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), (дез)интеграция, трансфер(т), инвестиции

 

Международная торговля в области услуг.

Внешняя торговля существовала с тех пор, как государства, города и даже деревни идентифицировали себя как отдельные субъекты и вели друг с другом торговлю. Че­тыре тысячелетия назад активная торговля шла на Ближнем Востоке и в Малой Азии (сегодняшней Турции). Египтяне торговали в своем регионе, а персы, проживавшие на территории современного Ирака, — с Малой Азией и Сирией. Сегодня международная торговля живет и здравствует, а ее активность продолжает расти. Все эти годы международная торговля в области услуг шла бок о бок с торговлей товарами, посколь­ку без услуг международная торговля товарами не могла бы существовать.

В данной теме акцент сделан на глобализации услуг, которая включает не только международную торговлю, но также вложение инвестиций в другие страны с целью производства и продажи услуг жителям этих стран. В отличие от международной торговли прямое иностранное инвестирование в услуги только недав­но стало значимым в мировой экономике.

Глобализация услуг играет очень важную роль в экономике развитых стран. Так, в 1960 г. Соединенные Штаты экспортировали товаров на сумму $19,7млрд. и услуг на $ 6,3 млрд., импортируя в то же время товары на сумму $ 14,8 и услуги на сумму $ 7,7 млрд. В 2002 г. эти цифры значительно выросли экспорт товаров – до $ 678,2 млрд., услуг – до $ 253,2 млрд. Соответственно импорт товаров вырос до $ 877,1 млрд., услуг – до $ 167,9 млрд.

Следовательно, в дополнение к созданию более 75% внутреннего валового продукта (ВВП) услуги также играют существенную роль во внешней торговле, а, следовательно, и во всей экономике США.

Международная торговля была бы невозможна без услуг, представляемых как на внутреннем рынке, так и на международной арене. Основными видами услуг, предусмотренных для международного обмена, являются транспортировка, телекоммуникации, страхование, юридическое и банковское обслуживание. Когда эти услуги используются внутренней компанией для экспорта товаров или услуг в другую страну или иностранной компанией, импорти­рующей товары или услуги, считается, что ими торгуют на международном уровне. Например, если американское пароходство транспортирует станки, проданные Украине американским производителем, — это экспорт услуг транспортировки в Украину. Или если украинское пароходство транспортирует эти станки, тогда украинская компания экспортирует услугу транспортировки в Соединенные Штаты. Аналогично этому компании, которые страхуют отгрузку, предоставляют кредит для покупки, фонды передачи и средства связи для осуществления перевозки товаров между торгующими компаниями, — все они вовлечены в международную торговлю. Поэтому понятно, почему международная торговля не могла бы существовать без услуг.

В этих примерах услуги вовлечены в международную торговлю косвенно. Конечно, такое возможно и для услуг, которые экспортируются или импортируются напрямую. Например, американский кинопродюсер, который продает европейские права показа своего фильма кинодистрибьютору из Англии, экспортирует тем самым саму услугу. Американский производитель автомобилей, который нанимает на работу итальянского дизайнера для создания новой модели, импорти­рует услугу из Италии. Т.е., когда услуги покупаются у иностранцев или продаются им, услуга продается на международном уровне.

За последние несколько десятилетий долларовый объем международной торговли в области услуг постоянно увеличивался. Это увеличение связано с двумя основными причинами: общим увеличением спроса на услуги во многих странах и вообще увеличением объема торговли товарами.

1. Общее увеличение спроса на услуги. Во многих странах экономическая роль услуг в течение десятилетий устойчиво росла. В промышленных государствах в начале 1990-х доля услуг в ВВП превышала 65% и достигала значительной величины в других странах. Домашние хозяйства и фирмы требовали большего количества услуг и лучшего их качества. Такое увеличение спроса объясняется четырьмя направлениями развития: растущей потребностью в услугах вообще, дезинтеграцией услуг, прежде осуществляемых внутренними силами, и переносом части работы на внешних продавцов специализированных услуг, приватизацией государственного обслуживания и прогрессом в компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Растущая потребность в услугах. Во многих странах достигнут высокий уровень жизни, что ведет ко многим переменам в образе жизни рядовых граждан: урбанизации, более высокому спросу на путешествия, отдых, развлечения, спросу на медицинские услуги более высокого качества и высокому спросу на местные услуги. Бизнес также требует большего разнообразия услуг. Так как конкуренция становится более интенсивной, спрос на рекламу, консультирование, юридические и ин­вестиционные услуги увеличивается, создавая новые благоприятные условия для их развития. Например, страны бывшего Советского союза имели небольшой опыт в области рекламы, бухгалтерских/консультационных или инвестиционных банковских услуг. Следовательно, опытные международные сервисные организации могут найти там ненасыщенный рынок. К тому же, так как сложность и технологическая фальсификация товаров постоянно растет, спрос на дизайн, обучение и техническое обслуживание увеличивается. Регулярные изменения и технологический прогресс также ведут к созданию новых услуг, таких как, например, утилизация опасных отходов или услуги тестирования.

Дезинтеграция действий обслуживания. Многие домашние хозяйства в развитых, равно как и в развивающихся странах, являются домашними хозяйствами с двойной карьерой (т.е. и муж и жена заняты профессиональным ростом). Именно этот фактор совместно с возрастанием благосостояния людей создаст необходимость и спо­собность приобретать те услуги, которые прежде выполнялись членами домашнего хозяйства. Это одна из причин экспансии американского быстрого питания на рын­ки сбыта многих стран. Например, в 1999 г. у Domino`s Pizza было 1744 магазина в 62 странах. Подобно этому, многие виды бизнеса требуют привлечения внешних организаций к выполнению нетипичных видов услуг, которые прежде выполнялись внутренними средствами: обработка платежных ведомостей, безопасность, услуги охраны и техническое обслуживание офисов.

Приватизация государственных усл уг. Третьей причиной увеличившегося спро­са на услуги является приватизация некоторых государственных услуг — как в промышленных, так и в развивающихся странах. Например, в странах бывшего Советского союза активно развивается приватизация средств телекоммуникации, здравоохранения и образования.

Прогресс в компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Прогресс в компьютерной технике и телекоммуникационных сетях оказывает значительное воздействие на торговлю услугами; эти разработки упростили торговлю, увеличив скорость обмена информацией и создав благоприятные возможности для новых услуг. Наиболее очевидно это воздействие на те услуги, в основе которых лежит обмен информацией и процесс обработки, сбор и распространение новостей и финансовых данных и распределение баз данных и программного обеспечения.

Эти разработки приводят не только к увеличению торговли, но и к увеличению прямых иностранных инвестиций в услуги. Из-за изменений в доходах и образе жизни и посредством дезинтеграции, так как спрос на различные услуги в каждой стране увеличивается, — эти рынки становятся более привлекательными для международных сервисных компаний. До приватизации многие рынки услуг, такие как телекоммуникации, образование и здравоохранение, не были открыты для конкуренции, — они были главным образом правительственными монополиями. Теперь, когда эти монополии исчезают, их рынки становятся не только конкурентоспособными, но и открываются для международных фирм.

2. Увеличение международной торговли товарами. Так как объем международной торговли увеличивается, увеличивается и спрос на определенные услуги. Транспортировка, коммуникация, страхование, банковские и юридические услуги являются наиболее важными услугами, потребность в которых испытывает международная торговля. Товары, которыми торгуют на международном уровне, должны транспортироваться морскими судами, поездами, грузовиками или самолетами. Иногда людям, вовлеченным в торговлю, необходимо ездить в другие страны, и они могут воспользоваться для этой цели услугами бюро путешествий. Коммуникация является основой для торгующих партнеров; компании, которые предоставляют телефонные и телеграфные услуги, разносят почту и обеспечивают услугами курьера, делают коммуникацию возможной. Товары, отправленные из одной страны в другую, должны быть застрахованы от повреждения и воровства; следовательно, существует потребность в услугах страховых компаний. Трансферт товаров или услуг в одном направлении требует трансферта денег в обратном направлении, и банки делают этот трансферт возможным. Появляется потребность в услугах юристов для того, чтобы подготовить необходимые документы для осуществления торговли между двумя сторонами и предусмотреть решение многих проблем, связанных с законами и инструкциями вовлеченных стран. В дополнение к этому необходимы многие другие сервисные работники - профессиональные рекламодатели, бухгалтеры, таможенные эксперты, переводчики и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: