Тенденции в глобализации услуг

Наше обсуждение глобализации услуг показало, что некоторые услуги могут продаваться легче, чем другие, а некоторые услуги могут быть созданы для жителей другой страны только посредством наличия средств обслуживания в этой стране. Рассмотрим современные тенденции в глобализации специфических групп услуг, т. е., какая группа услуг имеет тен­денцию к глобализации через международную торговлю, а какая — через прямое иностранное инвестирование.

На сегоднешний день выделено шесть групп услуг в пересчете их потенциала для глобализации и те формы глобализации, которые они принимают. Чтобы сгруппировать услуги, были использованы два измерения: «относительное привлечение товаров» и «степень взаимодействия потребитель/производитель» (см. рис. 22.2). Первое измерение представляет степень, до которой взаимодействие между сервисным работником и потребителем является существенным для доставки услуги.

 

Рис. 22.2. Группирование услуг и международных форм

Сектор 1. Низкие товары /Низкие взаимодействия. Первая группа состоит из «чистых» услуг, для которых взаимодействие потребитель/производитель ми­нимально, и роль, которую играют товары в своей доставке, незначительна. Такие услуги ограничивают потенциал для глобализации, потому что могут су­ществовать в любой стране, а потенциал прибыли слишком мал для международной компании на таком рынке.

Сектор 2. Средние товары/Низкие взаимодействия. В этой группе есть услуги, которые требуют некоторых взаимодействий, а товары играют значительную роль. У этой группы более высокий потенциал для глобализации из-за той легкости, с которой сопутствующие товары могут быть взяты в зарубежные страны.

Сектор 3. Высокие товары/Низкие взаимодействия. Услуги в этом секторе либо воплощены в товарах, либо могут быть переданы через телекоммуника­ционную сеть, и они требуют незначительного (если вообще требуют) взаимодействия между потребителем и производителем. Они представляют собой самые легкие для экспорта услуги.

Сектор 4. Низкие товары/Высокие взаимодействия. Большинство услуг в этой группе являются профессиональными услугами и характеризуются высоким вза­имодействием между работником и клиентом, хотя товары не играют видной роли в своей доставке. Глобализация этих услуг требует от людей передвижения; обычно сервисный работник едет в страну клиента или постоянно присутствует в стране клиента, обычно в форме отделения или филиала сервисной компании.

Сектор 5. Средние товары/Высокие взаимодействия. Взаимодействие потребитель/производитель является важным в этой группе услуг, и товары играют довольно значительную роль. Телекоммуникационные средства и технология также важны в доставке этих услуг. Глобализация может быть в разных формах: прямого иностранного инвестирования, франчайзинга, лицензирования или заключения контракта управления.

Сектор 6. Высокие товары/Высокие взаимодействия. Оба измерения находятся на своих самых высоких уровнях в этой группе услуг, а телекоммуникационные сети и технология, в общем, играют весьма значительную роль в доставке. Потенциал для глобализации у этой группы увеличивается по мере прогресса в технологии.

 
На первый взгляд у услуг есть тенденция к тому, чтобы быть отнесенными в одну из трех форм глобализации (см. рис. 22.2). Первая группа включает «пригодные для экспорта» услуги и состоит из услуг, воплощенных в товары. Такая форма требует весьма незначительного инвестирования и присутствия в стране назначения: это также вовлекает очень незначительное управление дистрибьюцией и использованием услуги. Вторая группа состоит из услуг, которые могут идти по «пути глобализации» с относительной легкостью через франчайзинг, лицензирование или заключение контракта на управление. Такая форма требует некоторого присутствия; обычно менеджеры из сервисной компании размещены в зарубежной стране для того, чтобы доставлять услугу, и это может требовать некоторого инвестирования. Прямое иностранное инвестирование, кажется, должно быть наиболее подходящей формой для третьей группы услуг.

 

Литература:

1. Гамаюнов В.Г., Дорофиенко В.В., Поважный С.Ф. Менеджмент в непроизводственной сфере.- Харьков, Основа, 1997.- 444с.

2. Кенгиз Хаксевер, Бари Рендер, Роберта С.Рассел, Роберт Г.Мердик. Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика.- Санкт-Петербург, „Питер”, 2002.

3. Курс экономики: Учебник.- 3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: ИНРФА-М, 2001.- 716с. – (Серия «Высшее образование»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: