Причины глобализации сервисных компаний

Рассмотрим причины глобализации сервисных компаний посредством международной торговли или прямых иностранных инвестиций. Краткие определения некоторых важных терминов представлены в табл. 22.1.

Таблица 22.1

Классификация фирм с точки зрения международной перспективы

Внутреннее предприятие Действует в пределах границ своей собственной страны; покупает главным образом у внутренних поставщиков и продает внутренним покупателям Экспортер/Импортер Экспортер продает свои товары и услуги в другие страны, обычно через независимых дистрибьюторов. Импортер продает продукты иностранных компаний в своей собственной стране
Международное предприятие Имеет в других странах средства обслуживания и организации по продаже, дистрибьюции и/или производству. Отдельные единицы в других странах действуют независимо друг от друга и конкурируют с местными компаниями. Однако стратегия, технология и размещение ресурсов централизованы. Технологический трансфер составляет основу взаимоотношений между главными офисами и отдельными единицами Многонациональное предприятие Точная копия компании создается и разных странах, и каждая управляется местными менеджерами. Многонациональная компания желает выглядеть как национальная компания и таким образом получает конкурентоспособное преимущество. Внутренние действия дополняются глобально исходящими ресурсами, навыками и технологией  
Глобальное предприятие Видит весь мир как единый рынок и свои действия на этом рынке какединое действие. Оно стандартизировало глобальные продукты. Его продукты могут везде производится и продаваться по всему миру. У него есть одна стратегия для координации и централизации своей всемирной конкуренции и действий.   Транснациональная корпорация Сочетает преимущества международ-ной, многонациональной и глобальной корпораций. У нее есть способность технологического международного трансфера, обратная связь на местах и квалификация глобальных предприятий. Другими словами транснациональная корпорация пытается превзойти других сразу в трех формах.

 

Как видно из этих определений, наиболее важные различия между разными типами компаний заключаются в их конкурентоспособных стратегиях и в том, как они организованы. Памятуя об этих различиях, мы будем использовать термины «глобализация» и «интернационализация» попеременно, предполагая, что такая компания может, в конечном счете, развиться до «глобальной» или даже «транснациональной» корпорации.

Компании вкладывают капитал в другие страны, чтобы уменьшить свои затраты, расширить рынки или обеспечить стратегическое движение. Так как внутренние рынки становятся насыщенными, многие сервисные компании в поисках благоприятных возможностей для своего бизнеса смотрят за границу. Многие сервисные компании уверены, что успех на внутреннем рынке после некоторой модификации сер­висной концепции и/или системы доставки может быть перенесен на иностранные рынки. Это предположение небесспорно, так как многие международные компании обнаруживают значительные проблемы на пути глобализации.

Лавлок (Lovelock) и Йип (Yip) выделяют восемь причин глобализации сервис­ных фирм.

Общие потребности покупателя. Теодор Левитт (Teodore Levit), вероятно, был первым, кто выделил тенденцию к гомогенизации вкусов покупателей во всем мире. Он писал: «Повсюду все становится более похожим, поскольку всемирная структура предпочтений неуклонно гомогенизируется».

... Потребительские услуги, которые являются верными кандидатами к общей для многих стран стандартизации, ограничены для тех услуг, которые не вовлека­ют покупателей или когда вовлечение покупателей может быть строго контролируемо и когда специализация может быть ограничена сервисной компанией

Услуги быстрого питания и авиалиний являются двумя примерами глобальных услуг. В обоих случаях вовлечение покупателей строго контролируется и выбор ограничен специализацией. Некоторые сервисные компании имеют благоприят­ную возможность предлагать стандартную ключевую услугу и добавлять к ней национальные особенности посредством тщательного отбора дополнительных служб.

2. Глобальные покупатели. Когда глобальная торговая фирма открывает магазин в зарубежной стране, за ней следуют некоторые сервисные компании. Многие американские путешественники, например, чувствуют себя более комфортно в зарубежном аналоге МсDoпаld’s нежели в местном ресторане, и предпочитают арендовать автомобиль в американской компании.

3. Глобальные каналы. Интернет создал глобальный канал для продажи и размещения многих товаров и услуг. Услуги — банковские, развлекательные, программного обеспечения и бюро путешествий — могут быть приобретены через этот электронный канал. Следова­тельно, даже очень маленькие сервисные компании имеют возможность предло­жить свои услуги через Интернет без фиксирования своего физического присут­ствия в других странах.

4. Глобальная экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Услуги обеспечивают экономию, обусловленную ростом масштаба производства, благоприятными возможностями. Главной причиной этого является тот факт, что спрос на большинство услуг географически рассеян; следовательно, построение крупных средств обслуживания для того, чтобы добиться экономии, обусловленной ростом масштаба производства, обычно невозможно. Во многих случаях возможность услуги и найма рабочей силы превышает средний спрос. Следовательно, неиспользованная мощность не предусматривается в средствах обслуживания. Когда экономия, обусловленная ростом масштаба производства, становится возможной для сервисной организации, возникает стимул идти по пути глобализации.

5. Благоприятная логистика. Расходы на путешествия и транспортирование уже многие годы идут на убыль. Это сделало некоторые прежде недоступные услуги экономически достижимыми для людей разных стран. Более низкие затраты на путешествия воздушным путем привели к развитию туризма во всем мире. Некоторые специализированные услуги развитых стран — здравоохранение и высшее образование — также стали доступными недавно появившемуся среднему классу во многих развивающихся странах. Например, лондонские больницы привлекают пациентов с Ближнего Востока, американские больницы и врачи привлекают пациентов, а американские университеты — студентов со всего мира.

6. Прогресс в технологии. Для многих фирм, которые обрабатывают или используют информацию, новые компьютерные и телекоммуникационные технологии не только устранили некоторые барьеры для интернационализации услуг, они также создали благоприятные условия для новых услуг и новых форм их производства и доставки. Они также вносят вклад в прямое иностранное инвестирование в сервисные отрасли. Например, вокруг Бангалора (Bangalore) Индия построила процветающую индустрию программного обеспечения. Ее экспорт в период с 1990 по 1993 г. увеличился более чем вдвое: до $270 млн. Индийские фирмы сейчас привлекаются для работы в качестве вспомогательного офиса и международными авиалиниями, например, Swissair и Вritish Airways. Некоторые пейджинговые услуги Гонконга комплектуются в Китае. В Перте (Регth), на западе Австралии, управляющие системы ЕМS отслеживают кондиционирование воздуха, освещение, лифты и систему безопасности в деловых кварталах Сингапура, Малайзии, Шри Ланки, Индонезии и Тайваня.

7. Правительственная политика и инструкции. Правительства иногда ограничивают торговлю и прямые иностранные инвестиции в свои страны. Для этих целей существует много инструментов: тарифы и квоты на импорт, экспортные субсидии для внутренних компаний, требования местного законодательства, ограничения потока капитала и ограничения, касающиеся права собственности. В большинстве случаев главной причиной таких ограничений является стремление защитить местные фирмы от иностранных компаний и улучшить торговый баланс. Наложение ограничений может уменьшить и торговлю, и прямое иностранное инвестирование. Напротив, сокращение таких ограничений стимулирует глобализацию услуг. Современная всемирная тенденция заключается именно в этом.

8. Передаваемое конкурентоспособное преимущество. Очень важной причиной того, что многие сервисные компании идут путем глобализации, является способность переносить свои успешные концепции услуги и систему доставки в зарубежные страны. Когда сервисные компании разрабатывают новую услугу или систему ее доставки, у них нет защиты патента, которую имеют производители товаров. Их преимущество заключается в рабочей сети, которой они владеют, и ноу-хау в области менеджмента; иначе практически любая услуга или система доставки может быть имитирована. Например, любой банк или финансовая компания может предложить кредитную карточку, но если эта карточка не принадлежит одной из успешно действующих рабочих сетей (а именно Visa, МаsterСагd, Аmerican Ехргеss) у них нет больших шансов на успех. Организация такой рабочей сети является очень дорогостоящим предприятием. Однако упомянутые компании в зарубежных странах могут предоставлять услуги с относительной простотой благодаря уже существующей рабочей сети, управленческому опыту и ноу-хау, накопленным за многие годы работы на международных рынках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: