На любом этапе экономического развития, жесткой ограниченности ресурсов общество должно находить необходимые средства для развития этой группы отраслей народного хозяйства

Ярким примером продуманной стратегии развития трудового потенциала является период восстановления народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны. Благодаря проявленному тогда большому вниманию к развитию здравоохранения в 1940-1960-х гг. произошло резкое снижение уровня смертности. Особенно значительно (в 2 раза) ее показатели сократились в 1940-1950-х гг. с 20,5 до 10,1 на 1 ООО человек населения. В 1960 г. показатель смертности составил 7,4 на 1 ООО чел. Произошло беспрецедентное снижение младенческой смертности с 205,2 на 1 ООО родившихся в 1940 г. до 88,4 соответственно в 1950 г., что при сопоставимом уровне рождаемости привело к резкому увеличению естественного прироста населения.

В результате стремительного снижения общей и младенческой смертности произошел рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в нашей стране почти на 25 лет с 46,92 в 1939 г. до 68,75 года в 1961 г., в том числе с 43,99 до 63,78 года у мужчин и с 46,69 до 72,38 года у женщин.

Большое внимание уделялось и развитию сферы образования, которая рассматривалась как одна из решающих в жизни общества. На ее развитие выделялся значительно больший объем средств, чем в более богатых западных странах. Достаточно сказать, что в 1950-е гг. ассигнования на развитие сферы образования в СССР достигали 10\% национального дохода (тогда как в США только 4\%). Но уже в 1980-е гг. ситуация резко изменилась. В СССР этот показатель составил 7\%, а в США 12\%.

 

Следует, однако, иметь в виду, что и значительный объем инвестиций в сферу образования сам по себе не всегда гарантирует достижение высокого уровня его развития. Например, США так и не смогли создать адекватную требованиям сегодняшнего дня систему образования. Достаточно сказать, что в США только 40\% школьников не имеют проблем со чтением, 90\% не умеют использовать знания, полученные в школе. По данным Национального института исследования образования, более 2 млн. чел. забрали своих детей из школы, т.к. считают домашнее образование более эффективным. Не удивительно, что в конце 1990-х в США возникло движение «За решительное повышение качества образования». Серьезные проблемы в сфере образования существуют и в других западных странах. Исследование грамотности населения 30 развитых стран, проведенное в январе 2005 г. по заказу Всемирного банка и ОЭСР, показало, что каждый второй житель функционально неграмотен, т.е. не может применить на практике полученные в школе знания и адаптироваться к современным условиям жизни, к новым технологиям. Например, тесты, проводимые во Франции при найме на службу в военные структуры, показывают, что огромное число нанимаемых работников испытывают трудности со чтением и письмом. О серьезном дефиците высококвалифицированных кадров в западных странах свидетельствует их импорт из стран Восточной Европы: в США 500 тыс. чел.; в ФРГ 200 тыс. чел.; в Великобританию 50 тыс. чел. В США в некоторых наукоемких отраслях иммигранты составляют до 50\% работников высшей квалификации.

Приведенные данные говорят о том, что рыночная система сама по себе не гарантирует высокого уровня среднего и высшего образования. Использование рыночных экономических рычагов при всей их важности не обеспечивает высокой эффективности функционирования сферы образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: