Ярким примером продуманной стратегии развития трудового потенциала является период восстановления народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны. Благодаря проявленному тогда большому вниманию к развитию здравоохранения в 1940-1960-х гг. произошло резкое снижение уровня смертности. Особенно значительно (в 2 раза) ее показатели сократились в 1940-1950-х гг. с 20,5 до 10,1 на 1 ООО человек населения. В 1960 г. показатель смертности составил 7,4 на 1 ООО чел. Произошло беспрецедентное снижение младенческой смертности с 205,2 на 1 ООО родившихся в 1940 г. до 88,4 соответственно в 1950 г., что при сопоставимом уровне рождаемости привело к резкому увеличению естественного прироста населения.
В результате стремительного снижения общей и младенческой смертности произошел рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в нашей стране почти на 25 лет с 46,92 в 1939 г. до 68,75 года в 1961 г., в том числе с 43,99 до 63,78 года у мужчин и с 46,69 до 72,38 года у женщин.
Большое внимание уделялось и развитию сферы образования, которая рассматривалась как одна из решающих в жизни общества. На ее развитие выделялся значительно больший объем средств, чем в более богатых западных странах. Достаточно сказать, что в 1950-е гг. ассигнования на развитие сферы образования в СССР достигали 10\% национального дохода (тогда как в США только 4\%). Но уже в 1980-е гг. ситуация резко изменилась. В СССР этот показатель составил 7\%, а в США 12\%.
|
|
Следует, однако, иметь в виду, что и значительный объем инвестиций в сферу образования сам по себе не всегда гарантирует достижение высокого уровня его развития. Например, США так и не смогли создать адекватную требованиям сегодняшнего дня систему образования. Достаточно сказать, что в США только 40\% школьников не имеют проблем со чтением, 90\% не умеют использовать знания, полученные в школе. По данным Национального института исследования образования, более 2 млн. чел. забрали своих детей из школы, т.к. считают домашнее образование более эффективным. Не удивительно, что в конце 1990-х в США возникло движение «За решительное повышение качества образования». Серьезные проблемы в сфере образования существуют и в других западных странах. Исследование грамотности населения 30 развитых стран, проведенное в январе 2005 г. по заказу Всемирного банка и ОЭСР, показало, что каждый второй житель функционально неграмотен, т.е. не может применить на практике полученные в школе знания и адаптироваться к современным условиям жизни, к новым технологиям. Например, тесты, проводимые во Франции при найме на службу в военные структуры, показывают, что огромное число нанимаемых работников испытывают трудности со чтением и письмом. О серьезном дефиците высококвалифицированных кадров в западных странах свидетельствует их импорт из стран Восточной Европы: в США 500 тыс. чел.; в ФРГ 200 тыс. чел.; в Великобританию 50 тыс. чел. В США в некоторых наукоемких отраслях иммигранты составляют до 50\% работников высшей квалификации.
|
|
Приведенные данные говорят о том, что рыночная система сама по себе не гарантирует высокого уровня среднего и высшего образования. Использование рыночных экономических рычагов при всей их важности не обеспечивает высокой эффективности функционирования сферы образования.