Художественная сила гения Шекспира

 

Если уж здесь был упомянут Гамлет, то можно на его примере пояснить конкретику механизма формирования эстетического чувства в той модели, которая выше была очерчена в общем.

Художественная сила этой гениальной трагедии Шекспира, как показал еще Л.С. Выготский, состоит в том, что Гамлет, если изложить в наших терминах, не хочет переходить из лузеров в Избранные, не хочет совершать месть, которая разом и отплатит убийце его отца и вознесет его, Гамлета, на трон.

"The time is out of joint. O cursèd spite,

That ever I was born to set it right!

"

Гамлет не хочет быть тем, кто будет set it right.

Величие Шекспира в том, что в нем западное искусство выходит, пусть и частично, за свои пределы, сила и глубина воздействия тут есть следствие более глубокого столкновения и конфликта, чем просто художественный.

В Гамлете Шекспир берет основной мотив Запада (Looser-->Chosen) и конфликтует с ним. Поэтому для Запада Гамлет, конечно, в чем-то подобен Христу. Гамлет жертвует не жизнью, но своей перспективой сверхчеловечества, избранничеством к власти, избранностью к роли того, кто есть герой в вечном циклическом противоборстве с Тёмным Властелином. Таким образом, эта трагедия возвращает, хоть и частично, западное искусство к христианству. Частично - потому что даже Шекспир не может показать красоту истинно-православного варианта событий: что Гамлет может уйти, а Клавдий останется жить и с ними происходит метаморфоза: Гамлет прощает Клавдия и полностью отвергает месть, а с Клавдием происходит опамятование не просто при просмотре спектакля актеров, но в самой жизни и всю оставшуюся жизнь он мучается и пытается искупить свой грех и свои деяния. У Шекспира Гамлет не желает мстить, но и не отвергает месть, выбирая не выбирать и произнося в конце "Let it be", нарушив закон трагедии (принципиальную необходимость выбора).

В общем воздействие Гамлета на западного человека глубоко. Западный человек от Гамлета поражен, уязвлен, смущен. Сомневается в самих подвергнутых потрясению основаниях (мотив Looser становится Chosen) эстетической и семиотической сфер своей жизни. Потрясен до основания, потому что потрясено основание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: