Понятие законодательства и его системы

 

Законодательство как понятие юриспруденции и правовой практики исторически трактуется неоднозначно, нередко вбирая в себя и всю совокупность правовых норм, функционирующих в государстве, и ограничиваясь лишь отдельными законодательными актами, которые регулируют определенную сферу правовых отношений. Столь многообразные толкования законодательства и отсутствие четкого формально-юридического и нормативно закрепленного определения самого понятия создает трудности как для правотворческой, так и правоприменительной деятельности.

Суммируя сложившиеся мнения о сути и направленности законодательства, обратим внимание на различение данного понятия в зависимости от критериев, взятых для соответствующих трактовок:

· по объему :

- .суперузкая трактовка законодательства, включающая в его понятие только законы в виде конституций, конституционных (органических) и обычных (текущих) законов;

- узкая как совокупность законодательных актов, вбирающая в себя законы, нормативные постановления палат парламента и нормативные указы главы государства, включая регламентарные акты;

- широкая как совокупность нормативных актов и иных источников права общегосударственного значения, регулирующих отношения, которые имеют значение в масштабах всей страны;

- суперширокая трактовка, собирающая в рамках законодательства совокупность всех действующих источников права государства.

· в зависимости от устройства государства:

- федеральное законодательство, объединяющее источники права, которые действуют на уровне единого государства, состоящего из самостоятельных государственных образований;

- региональное законодательство как совокупность нормативных актов, имеющих общее и специальное значение для субъектов федерации;

- местное законодательство, включающее в себя муниципальные нормативные акты;

- локальное законодательство как массив нормативных актов, действующих в учреждениях, организациях и предприятиях.

· в отраслевом понимании:

Такая трактовка охватывает важнейшие нормативные акты, действующие в отдельных сферах правового регулирования (конституционной, административной, трудовой, процессуальных и т.п.). На практике не сложилось адекватного определения отраслевого законодательства, которое рассматривается от предельно общего до столь же предельно узкого.

· в зависимости от систем права:

- международное законодательство как совокупность принципов и норм, объединяющих государства и их соединения в мировом общении;

- внутригосударственное законодательство, включающее в себя всю исторически сложившуюся совокупность источников права отдельного государства.

Общенациональное законодательство в разных странах интерпретируется достаточно объемно. В частности, такое государство–идентификатор континентального (европейского) права, как Германия, вводит в него важнейшие акты международного права, нормативные акты Евросоюза, законодательные акты федерации, нормативные акты земель и законы в материальном смысле (важнейшие правовые предписания общего характера, включающие и подзаконные акты). А в законодательство Великобритании – страны, определяющей правовые позиции англо-американской группы правовых систем, - включено традиционное законодательство, состоящее из законодательных актов парламента и делегированного законодательства правительства, а также из актов Европейского Союза.

При всей неоднозначности подходов к рассматриваемому понятию подчеркнем очевидное: законодательство является формой права и одним из принципиальных источников его развития. А его система как совокупность находящихся во взаимосвязи нормативных актов, регулирующих определенные сферы общественной и государственной жизни, дает возможность представить нормативный массив страны.

Основные элементы системы законодательства – нормативные акты и их составляющие компоненты, собранные в институты и отрасли. Последние могут быть одноименными с соответствующими институтами и отраслями права (земельное, гражданское, семейное), быть комплексными (законодательство по безопасности и охране правопорядка) или специальными (иммиграционное, по обороне).

Система законодательства – субъективна в построении, поскольку отражает волю и интересы правоприменителя, его потребности. Она является носителем правовой информации о нормативных актах определенной направленности и сама – результат деятельности правомочных органов, нуждающихся в такой информации и в ее сохранении для последующего использования в правоприменительной деятельности. Таким образом, системе законодательства характерно служебное предназначение, в рамках которой система устанавливает иерархию юридических актов по их юридической силе с учетом государственной структуры и в рамках особенностей государственного управления.

Российскую систему законодательства, в частности, определяет Классификатор правовых актов, утвержденный указом главы государства от 15 марта 2000 года. В последнем указаны задачи классификатора: для унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения обмена ею между федеральными, региональными и местными органами власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: