Содержание и функции правовой системы

 

Целью правовой системы, на наш взгляд, может считаться предусматриваемый, желаемый результат, а таковым предстает устанавливаемый в государственно-организованном обществе правовой порядок как состояние упорядоченности общественных отношений, достигаемое в результате реализации права на основе режима законности и выраженное практически в правомерном поведении субъектов права. Правопорядок формируется на основе функционирования всех составных частей механизма действия права (а в него практически включаются как «неподвижные» элементы (например, источники права), так и процессы правотворчества, правореализации и правотолкования). И потому установление правового порядка в качестве цели правовой системы предполагает рассмотрение последней и в статике, и в динамике, что дает воз­можность включать в содержание правовой системы совокупность ее элементов и связей между ними.

Предлагаемая ниже трактовка компонентов правовой системы, учитывая проведенные в юридической науке сравнительно-правовые исследования, обращает внимание на последовательность проявления ее структурных частей и взаимосвязи между ними, рассматривая их как универсальные категории:

· право во всех его проявлениях в общественной жизни (право естественное и позитивное, легитимное и законодательное, субъективное и объективное, обычное и формальное, официальное и теневое и т.п.);

· правопонимаиие в совокупности доминирующих правовых учений общества, уровня и особенностей правового мышления народа;

· правотворчество как познавательный и процедур­но зафиксированный способ подготовки, оформления и принятия общеобязательных правил поведения в обществе;

· источники права как официальные юридические документы и/или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в государственно-организованном обществе;

· юридический массив, включающий в себя действующее в государственно-организованном обществе законодательство как систему официально установленных и взаимосвязанных нормативных актов общего значения;

· юридические учреждения, созданные в государственно-организованном обществе для функционирования его правовой системы (правотворческие, правоприменительные, правозащитные, правоохранительные);

· механизм осуществления права, в котором сосредоточиваются процессы его реализации (правовые отношения, юридические факты, правореализация, решение пробельности в праве, разрешение юридических конфликтов, толкование права);

· результаты действия права, заключаемые в установлении в государственно-организованном обществе правопорядка, определяемым режимом законности и правовой культурой его субъектов.

Обращаясь к понятийно-содержательным аспектам правовой системы, мы не можем обойти стороной проблему выяснения ее предназначенности в механизме регулирования общественных отношений, т.е. того, какую роль правовая система выполняет в рамках государственно-организованного общества. Тем самым констатируется необходимость обращения к функциям правовой системы.

На основе анализа различных подходов к правовой системе останавливаемся на следующей классификации ее функций:

· функции высшего уровня, призванные обеспечить существование самой системы как целостного явления и потому представленные интегрирующим направлением, которому должны соответствовать основные, а также более частные, конкретизирующие элементы правовой системы;

· функции основного уровня, которые определяю процессы, осуществляемые всей правовой системой в целом. К ним следует отнести: - аксиологическую функцию, которая проявляется в установлении целей правовой системы, среди которых главным я вляются правопорядок, справедливость, правомерное поведение, то есть то, что ведет к формированию, сохранению и стабилизации существующей социальной общности;

- информационную функцию, коммуникативно связывающую компоненты системы между собой, способствующую созданию их стройного порядка, упорядоченности сознательной деятельности субъектов и, тем самым, направляя правовую систе­му к достижению необходимого результата;

- регулятивную функцию, получающую отражение в формировании нормативной основы, установлении позитивных правил поведения, соответствующих образцов деятельности, их включении в правовую культуру личности и ее общностей;

- охранительную функцию, назначение которой состоит в защите общезначимых, социально важных политических, экономических, культурных, этнонациональных и иных ценностей и, соответственно, вытеснении явлений, признаваемых социальноопасными, вредоносными и противоправными;

· функции обеспечивающего уровня представлены теми, которые непосредственно связаны с составными частями структуры правовой системы и конкретно определяются:

- направленностью правопонимания в государственно-организованном обществе, связанной с историческими, религиозными, идеологическими или иными факторами правового развития;

- путями формирования источников права, отвечающими специфике отдельных их видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций, формам государственности;

- закреплением основных институтов законодательства, куда традиционно включают всю систему законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения, которые имеют значение в масштабах страны в целом;

- статусом и деятельностью юридических учреждений, то 'есть организаций, обладающих властными полномочиями по принятию правовых актов или применению права;

- практикой осуществления права, связанной с реализацией правовых актов, их толкованием, преодолением пробелов в праве и разрешением юридических коллизий;

- закреплением результатов осуществления права, что определяется качественным правовым состоянием лица, уровнями его правосознания и правового поведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: