Понятие политической системы общества

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Признаки политической системы общества. От других общественных образований политическую систему отличает:

1. политический характер. Он проявляется в содержательной деятельности системы, она затрагивает жизненные интересы множества людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление; связана с участием граждан в политическом процессе;

2. интегративной характер. Политическая система объединяет воедино множество самостоятельных организаций, подсистем;

3. формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающиеся высокой степенью формальности;

4. функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения;

5. обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становиться обязательным для всего общества.

Подходы к понятию политической системы. В зависимости от состава, элементов различают:

1. политическую систему общества в широком смысле – как систему всех политических явлений, которые существуют в социально-неоднородном обществе и

2. политическую систему в узком смысле – как систему всех государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в политической жизни общества.

В литературе называются и другие подходы:

- институциональный – он выделяет политические институты, организации;

- регулятивный - выделяет социальные нормы политической системы;

- идеологический - выделяет политическое сознание, взгляды, идеи, представление участников политических процессов;

- коммуникативный - отражает и выделяет политические отношения, системообразующие связи;

- личностный подход – выделяет личность как первичный элемент политической системы.

Функции политической системы общества. В литературе предлагаются множество видов функций политической системы. Наиболее признанными являются:

1. управленческая или функция политического руководства общества. Она выражается: в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса;

2. регулятивная – выражается в регламентации политического поведения и политических отношений в обществе;

3. интегративная - направлена на сплачивание, консолидацию людей. Выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов.

Из другие функций политической системы называют: воспитательную - она вносит изменения в поведение, внутренний мир человека (А. Ф. Никитин);

- экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; функцию политического рекрутирования и символизации, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике (О. В. Шабров);

- функцию обеспечения политической власти для определенной социальной группы или для большинства населения; функцию легитимации политической власти – т.е. достижения определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; политической социализации – посредством ее формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов (А. В. Малько).

Структура политической системы общества

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

- институциональную подсистему (институциональный подход);

- регулятивную подсистему (регулятивный подход);

- идеологическую подсистему (идеологический подход);

- коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

- функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система) – это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно – политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

- прямой связью с политикой;

- своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

- эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

- возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально – бытовой, культурной деятельностью;

- они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

- возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

- они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

- высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

- средний уровень – его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

- нижний уровень – его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики – это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

Некоторые авторы в структуру политической системы включают и другие элементы:

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

- политические традиции;

- политические обычаи;

- принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

- определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

- с их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

- право аккумулирует волевые устремления людей: право – это согласование воль различных слоев населения;

- право – стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: