Дисциплина «Технологии самоорганизации и самообразования» разбита на разделы и основные темы, по которым представлены вопросы для самопроверки, а также литература для изучения материала.
Раздел 1. Общие основы самоорганизации и самообразования личности.
Литература: [1], с. 9-33 и с. 207-246; [2], с. 5-16; [4], с. 3-9; 7, с. 10-89; [9], с. 3-52 и с. 131-160; [10], с. 7-131 и с. 484-500; [11], с. 3-205; [12]; [15], с. 3-20, [17].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие науки используют термины «самоорганизация» и самообразование» личности?
2. Какова структура самоорганизации и самообразования личности, их взаимосвязь?
Раздел 2. Исторический подход к развитию представлений о человеке и его возможностях.
Литература: [2], с. 17-30; [17].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие существуют представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли?
2. Объясните феномен «дуальность» природы человека?
Раздел 3. Человек как самоуправляемая система
Литература: [1], с. 109-158; [2], с. 31-39 и с. 52-59; [4], с. 26-31; [7], с. 511-633; [9], с. 65-77 и с. 112-130; [10], с. 273-392; [11], с. 457-496; [15], с. 39-46.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните сущность понятий и соотношение между ними «человек», «личность», «индивид», «субъект», индивидуальность».
2. Назовите известные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Какова структура социальной направленности?
4. Перечислите элементы потребностно-мотивационной сферы.
Раздел 4. Человек и деятельность.
Литература: [1], с. 34-58 и с. 59-108; [2], с. 17-62; [4], с. 3-9 и с. 10-26; [7], с. 90-162 и с. 163-434; [9], с. 53-64 и с. 77-103; [10], с. 132-219, с. 220-230 с. 264-392 и с. 592-665; [11], с. 385-456; [15],. 36-38 и с. 46-60.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «личность» и «деятельность».
2. Назовите роль и содержание факторов, влияющих на формирование личности.
3. Каковы этапы (стадии) возрастной периодизации по Эриксону.
4. Перечислите эмоционально-волевые процессы. Приведите примеры.
Раздел 5. Индивидуальный стиль деятельности.
Литература: [1], с. 109-158; [2], с. 31-39 и с. 52-59; [4], с. 26-31; [7], с. 511-633; [9], с. 65-77 и с. 112-130; [10], с. 273-392; [11], с. 457-496; [15], с. 39-46.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие свойства нервной системы определяют типы темперамента?
2. Как отражается взаимосвязь типа темперамент и индивидуального стиля деятельности?
3. Опишите темпо-ритмические характеристики человека: физический,психический и интеллектуальный ритмы человека.
Раздел 6. Индивидуально-типологические свойства личности
Литература: [1], с. 109-158; [2], с. 31-39 и с. 52-59; [4], с. 26-31; [7], с. 511-633; [9], с. 65-77 и с. 112-130; [10], с. 273-392; [11], с. 457-496; [15], с. 39-46.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение термину «характер».
2. Какова взаимосвязь типа темперамента и черт характера?
3. Каковы понятие и структура характера, факторы его формирования?
4. Что такое способности?
Раздел 7. Развитие профессиональной карьеры
Литература: [2], с. 119-121; [16].
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «профессиональная карьера».
2. Каковы этапы планирования карьеры?
3. Опишите индивидуальные конфигурации внутриорганизационной карьеры.
Раздел 8. Самообразование личности
Литература: [1], с. 256-314; [2], с. 119-131; [4], с. 36-58; [14]; [15], с. 73-105.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы значение и особенности самообразовательной деятельности человека?
2. Объясните взаимосвязь понятий «саморазвитие», «самоопределение», «профессионально-личностный рост», «профессиональное самоопределение».
3. Предложите способы определения индивидуальной образовательной траектории.
Раздел 9. Образование: обучение и воспитание
Литература: [1], с. 256-314; [2], с. 97-118; [4], с. 36-58; [15], с. 73-105.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «образование».
2. Опишите образование как общечеловеческую ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
3. Какова структура педагогического процесса?
4. Охарактеризуйте методы, средства и формы организации обучения.
5. Сравните процессы воспитания и обучения с позиции психолого-педагогического взаимодействия.