Взаимодействие и единство производительных сил и производственных отношений обусловлены тем, что человек есть не только главной производительной силой, а также носителем и субъектом производственных отношений, а вещный элемент производительных сил совпадает с объектом собственности на средства производства.
Взаимодействие основных сторон материального производства выступает как отношение, соответствующая степень согласованности («соответствия») с присущими ему двумя объективными, противоположными тенденциями:
- первая - определяющая роль производительных сил по отношению к своей социально-экономической форме;
- вторая - обратное активное действие формы, т.е. производственных отношений на производительные силы.
Если производственные отношения перестают отвечать производительным силам, то они перестают действовать, на главную производительную силу общества. Возникающее несоответствие между производительными силами и производственными отношениями решается эволюционным или революционным способом.
В диалектике производительных сил и производственных отношений находится внутренний источник, глубинная движущая сила саморазвития средств производства материальной жизни, которая в свою очередь является могущественным импульсом развития общества в целом, включая его взаимодействие с природой.
Основными структурными элементами формации является базис и надстройка.
Экономический базис – это совокупность производственных отношений данного общества, которое включает господствующие остатки старого и зачатки еще неразвитых форм будущих производственных отношений.
Этот спектр создает особую систему общественного отношения, в которые вступают люди. Совокупность этих отношений составляет реальный базис общества.
Диалектика базиса и надстройки, вся совокупность производственных отношений определяют возникновение и сущность разных взглядов, состояния духа, мировоззрения людей в конкретный период развития общества.
Надстройка имеет относительно самостоятельный характер, а потому не пассивно отражает базис, а активно помогает ему укрепиться, функционировать и развиваться, а при необходимости, может и изменять базис.
Надстройка – это стройная система идей, а также те общественные отношения, в которые вступают люди, руководствуясь указанными идеями и используя определенные общественные институты.
Три элемента надстройки:
1) идеи;
2) общественные институты;
3)идеологические отношения.
Они органически взаимосвязаны между собой, а также связаны с базисом, теми экономическими отношениями, в которые включены люди в процессе своей жизнедеятельности.
Существенная часть надстройки представлена институтами политической организации (государственные органы, политические партии, общественные организации, социальные группы). Они регулируют использование политической власти в обществе. Содержание политической организации и механизмов взаимоотношений, ее составляющих элементов определяют способ производства и уровень развития базиса.
Главным институтом политической организации общества есть государство.
Государство – система трех подсистем – законодательной, исполнительной и судебной, власти деятельность которых воплощается в нормативных актах, обязательных для всех граждан.
Государство характеризуют три признака:
1) публичная власть, которая опирается на армию и полицию;
2) взымание налогов с населения для содержания аппарата власти и системы ее обеспечения;
3) деление населения не по родовому, а по территориальному принципу.
Активность надстройки определяется тем, что это сфера практической деятельности людей, которые стремятся или укрепить, или изменить, а иногда и самым радикальным способом прекратить систему общественных отношений, которые сложились. К этому людей толкают их интересы, среди которых главным есть материальный интерес. Положение больших социальных групп в обществе, и в первую очередь классов, определяется их отношением к собственности. Поэтому класс – владелец основных средств производства, присваивающий благодаря этому дополнительный продукт, заинтересован в сохранении сформированной системы производственных отношений. Активность надстройки возрастает в переходный период, а также в процессе развития общества, поскольку она призвана выполнять качественно новую функцию – служить средством строительства базиса, который не может сложиться и развиваться стихийно. Вскрывая влияние надстройки на базис, нужно подчеркнуть, что хотя все ее элементы действуют в системе и владеют собственной активностью, все- таки наибольшее влияние на базис оказывает политическая идеология и практика.
Как надстроечное явление, политика второстепенна по отношению к базису, зависимая от него. Вместе с этим политическая практика – могущественное средство решения созревших в обществе задач.
Политическая практика способна обеспечивать благоприятные условия для развития нового базиса и вместе с тем блокировать возможности воспроизведения старых производственных отношений.
Таким образом, политика, будучи второстепенной, зависимой от экономического базиса, имеет вместе с тем исключительное значение в жизни общества и представляет собой наиболее активную часть надстройки.
Общественное бытие, что является способом существования человеческого общества, выступает способом производства, если его рассматривать самостоятельно. Способ производства предопределяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, в совокупности всех его сторон представляет общественно-экономическую формацию.
Производство материальных благ, общественного бытия в способе производства выступает как совокупность производительных сил; вещная сторона производительных сил представляет материально-техническую базу общественно-экономической формации. Производственные отношения общественного бытия в способе производства является совокупностью собственности, распределения и классовых отношений; в общественно-экономической формации совокупность производственных отношений представляет реальный базис - экономический порядок общества, - на котором поднимаются три взаимосвязанных элемента надстройки. Элементы общественной структуры дают возможность раскрыть новые связи и отношения (например, средства производства представляют связь предметов и орудий труда).
Через осознание диалектики объективного и субъективного в человеческой деятельности прокладывается путь к познанию законов общества и особенно механизма их выявления, а тем самым - к вечному философскому вопросу о свободе и необходимости в историческом процессе.






