Костюм Древнего Египта

Савви Ю.В.

 

История костюма и моды

Учебное пособие для студентов специальности 260902.65 (280900) «Конструирование швейных изделий»

 

По курсу

«История костюма и моды»

 

Санкт Петербург

 

составитель кандидат культурологии

Савви Ю.

редактор

 

 

Учебное пособие

Cодержание.

Введение………………………………………………………

Костюм Древнего Египта…………………………………….

Костюм Древней Греции……………………………………

Костюм Древнего Рима………………………………………..

Костюм Византии……………………………………………….

Русский костюм………………………………………………..

Костюм европейского Средневековья……………………….

Традиционный костюм Индии……………………………….

Традиционный костюм Китая……………………………….

Традиционный костюм Японии……………………………….

Костюм эпохи Возрождения…………………………………..

Испанский костюм XVI века…………………………………..

Развитие европейского костюма в XVII веке…………………

Развитие европейского костюма в XVIII веке………………….

Эволюция европейского костюма в ХIX веке…………………

Костюм ХХ века…………………………………………………

Литература к курсу………………………………………………

Введение.

Проектирование и моделирование одежды – сложный творческий процесс, для профессиональной подготовки в данной области требуется изучение целого рядка практических и теоретических дисциплин. Знание истории костюма является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Технология конструирования швейных изделий», «Дизайн костюма», так как помогает им узнать наиболее важные факты и художественные явления в истории костюма и моды, а также использовать традиционные формы и конструкции исторического костюма при разработке современных моделей одежды.

На сегодняшний день можно выделить спектр подходов, раскрывающих разные грани исследуемого феномена и обладающих разными эвристическими возможностями. Событийные (сравнительный историко-культурный анализ)подходы связывают историю костюма с развитием экономики и политики и т.д. (М. Мерцалова, Е. Киреева, С. Ванькович). Автократические – акцентируют роль личности в создании моды, через понятие «короли Моды», где в равной мере заметно сходство значений монарха в прошлом или Кутюрье в наши дни. С этой точки зрения часто рассматривают историю костюма XX века, как историю Модных домов и модельеров (Л. Горбачева, А. Васильев, Ш. Зелинг). Мода как знаковая система, являющаяся выражением смысла (Ю. Лотман[1]) и как определенная обработка социальной информации (Л. Петров) рассматривается с позиции семиотики. Основой гендерной методологии является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли, определяющие отношения через категории субординации. Различные культуры предполагают различное понимание места и роли мужчин и женщин в обществе, воплощенное в гендерных стереотипах, образах «мужественности» и «женственности», что всегда найдет свое отражение и в костюме.

Необходимо отметить, что в данном учебном пособии используются все вышеперечисленные методы и подходы, что позволяет раскрыть исследуемый феномен с разных сторон и наиболее полно.

В настоящее время не существует учебных изданий, посвященных анализу истории костюма от момента возникновения одежды до эволюции Высокой моды. Необходимость в подобном учебном издании существует уже давно. Таким образом, данное учебное пособие обладает необходимой новизной, в нем наиболее полно и системно изложена вся история костюма и моды.

Сегодня часто возникает путаница в определениях таких понятий как одежда, костюм, мода, поэтому необходимо разобраться в терминологии. Наиболее простое и емкое определение одежды: одежда – часть материальной культуры, искусственный покров человека[2]. Также одежда – это отдельный элемент костюма (брюки, юбка, блуза и т.д.). Одежда, являясь «социальной» кожей человека, отвечает за конструирование образа телесности, поскольку обладает всеми необходимыми для этого инструментами. Крой, цвет, силуэт, фактура материала и т.д. позволяют создать визуально воспринимаемое тело человека. Подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки и, что наиболее важно, обеспечить телу возможность «появления на людях».

Костюм — «в узком смысле — одежда; в широком – единый ансамбль, элементы которого объединены какой-то общей чертой, как-то цвет, отделка, фактура материала и пр.»,[3] т.е. костюм является носителем стиля, выражая его при помощи силуэта, цвета, фактуры и аксессуаров. Под элементами костюма традиционно понимаются: одежда, аксессуары, прическа, визуальная стилистика, а также манера ношения костюма[4].

Система кроя, пропорции, характер отделки, выбор материала, цвет, украшения, обувь, прическа и т.д. придавали каждой этнической, родовой, территориальной группе индивидуальное своеобразие и неповторимость, выделяя ее среди других. Костюм выступал своеобразным маркером, указывала на этническую, родовую, племенную, половую, возрастную принадлежность, положение индивида в обществе. По костюму можно было судить о статусе человека в социуме, т.е. функционирование его как знака находит реализацию также и в его функции социального маркера.

Мода (фр. Mode; лат. modus) — «мера, способ, правило, господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта, главным образом в одежде»[5]. Мода - способ достижения установленных временем идеалов, правило позволяющее человеку изменять свой внешний вид - демонстрировать или скрывать черты характера. Понимание моды, «как явления», как нельзя точно отражает особенности объединения существующего разнообразия одежды в костюме, и выражается в «следовании определенным правилам ношения, в конкретных поведенческих навыках обращения с различными видами одежды»[6]. Именно появление моды совершает эволюцию костюма. Весь стиль жизни человека находится под воздействием моды, она «точный указатель господствующих идей»[7]. Видимой стороной моды является легкость, с которой ее можно «купить» за деньги и таким образом приобщиться к кругу избранных. Принцип ее развития - достижение «общедоступности», заставляет сразу от нее отказываться, порождая новые образцы для подражания. С одной стороны, человек стремится следовать всем ее образцам и требованиям, а с другой, именно с помощью моды человек пытается выделиться, показать свою индивидуальность, в этом и проявляется ее противоречивость. Чем ближе различные социальные слои друг к другу, тем быстрее происходит подражание, что, в свою очередь, вызывает ускорение смены моды. В моде высоко ценится все, что создает барьер недоступности. Для моды характерно стремление к экспансии, захвату все новых и новых слоев, групп и территорий. Но чем больше людей ее принимает, тем быстрее начинается ее смена. Мода – процесс, постепенно создающий массовое поведение, оказаться во власти моды, то есть ее объективного результата – стать приверженцем массового увлечения новой вещью, идеей. Мода - существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры.

 

Разобравшись с терминологией, необходимо отметить, что в данном учебном пособии рассматривается изменения не только в области одежды, изменение силуэтов и конструктивных решений, но эволюция костюма в самом широком смысле (видоизменения причесок, аксессуаров, элементов визуальной стилистики, образно-стилевого решения в целом) и моды.

 

Изучение данного учебного пособия способствует:

 

· формированию у студентов четкого представления об основных этапах развития костюма;

· воспитанию способности к рассмотрению костюма в контексте историко-культурных явлений;

· умению интерпретировать исторические и народные формы костюма в русле современных тенденций и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

 

 

Костюм Древнего Египта.

История Древнеегипетской цивилизации насчитывает 4 тысячи лет. Набольшего расцвета египетская культура достигла в период Нового царства, в это время все ремесла и искусства, в том числе текстильное и ювелирное, достигают пика развития, вместе с тем нельзя сказать, что костюм в данный период значительно видоизменятеся, так как на протяжении тысячелетий стилистические и функциональные особенности древнеегипетского костюма являлись практически неизменными. Развитие костюма Древнего Египта подчинено строгим канонам, любая деталь отнюдь не случайна. Вообще все стороны жизни древних египтян, от вида деятельности, рода занятий, который передавался по наследству, до костюма строго регламентировалось. Костюм, прежде всего, выражал социальные различия.

Жаркий климат не предполагал большого количества одежд, наоборот одежда как таковая минимализировалась в костюме, таким образом, на первый план выходят аксессуары, прически, украшения, головные уборы, которые так же репрезентируют особенности социальной иерархии. Главное место в социальной иерархии занимал фараон, в представлении древних египтян он являлся воплощением бога на земле, поэтому костюм фараона отличался наибольшей сложностью, а также в нем всегда присутствовала оригинальная символика власти.

 

Ткани, цвет, орнамент.

 

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. Нить была столь тонка, что не различалась человеческим глазом, ткач ощущал такую нить только с помощью пальцев. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно тело. В исторических источниках мы встречаем упоминание о египетских тканях, которые сравнивают с «сотканным воздухом», называют «тканью, достойной богов» и т.д.

Фактура полотна была разнообразной, это и уже упомянутые тончайшие ткани подобные газовым, которые часто украшались плиссировкой, и более плотные ткани, обильно декорированные вышивкой, и сеткообразные, дополненные бусинами и т.д. Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.

Цветовая гамма была разнообразной, часто встречались такие цвета как желтый, охристый, шафрановый, красный, коричневый, зеленый, голубой, очень любили бирюзовый и особенно белый, который так красиво контрастировал со смуглой кожей. Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, ромбы, зигзаги, спирали) и располагалась по всей поверхности ткани. Один из самых оригинальных орнаментов напоминал чешую рыбы или перья кобчика (священной птицы богини Изиды). Наряду с ними были распространены всевозможные растительные орнаменты, стилизованные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы и т.д. Также достаточно часто встречались зооморфные мотивы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: