Приемы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук

Прежде всего, надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук(которые расположены на передне-внутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод).

Легкое потряхивание кисти используется для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3 – 5 потряхивающих кисть ребенка движений. Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Причем упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены, и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий. Из упомянутых упражнений можно выделить:

Отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности стола.

Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку.

Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе.

Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочередно).

Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны.

«Бокс» – поочередное сгибание и разгибание рук.

Поочередное поднимание рук вверх.

Одновременное поднимание рук вверх.

Круговые движения руками.

Сложное движение. Согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий – ладони обращены друг к другу. Далее повернуть предплечья наружу (супинировать), ладони обратить к лицу ребенка, вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий), при этом ладони обращаются к взрослому.

Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти). Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приемами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задне-наружной поверхности предплечья).

Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки». В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, нужно учить его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку». При этом, перечисляя «деток» сороки, следует делать массаж пальчиков.

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка. А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец охватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противоположной.

Повышенное напряжение мышц бедер.

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, а при поддержке под мышками перекрещивает ноги.

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа. Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов). Приемы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц. Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях). Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку. Надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребенка наружу.

Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.

Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра. Одновременное отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра. Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая ребенка на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.

Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое пеленание»,которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях.

Упражнения для ног, такие как: сгибание и разгибание, «скользящие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются только с широким разведением бедер в стороны. Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе. Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.

При повышенном напряжении задней группы мышц голенейребенок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается на пальцы ног, стоит «на цыпочках». При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ногдолжен быть дифференцированным:

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены. В самом начале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень.

Затем с целью укрепления растянутых мышц проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание). Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы). Далее положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях, голени поставьте вертикально, перпендикулярно к опоре, и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие.

В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать). Для развития опорной функции стопрекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребенка, а большим нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы по направлению к пятке. Происходит разгибание стопы. Массажтыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад.

Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая ребенка в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит их разгибание.

Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола ребенок совершает автоматические «шаги».

Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине.

При покачивании на мяче следите за тем, чтобы ребенок при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку. Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки — пусть ребенок пинает его ногами.

«Скользящие шаги» рекомендуются детям старше 4 месяцев, когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног. Более ранний вариант этого упражнения — «топание»стопами согнутых ног по поверхности стола.

Приседания с поддержкой выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору, детьми. Можно превратить это упражнение в игру, говоря ребенку: «стань маленьким», «стань большим».

Нельзя стимулировать стояние и ходьбу преждевременно! Ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног. Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение – стоя «на цыпочках».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: