В приведенном выше описании процесс пренатального развития может показаться строго определенной последовательностью предсказуемых событий. Однако каждый плод отличается от всех остальных своими размерами, весом, оттенком кожи, силой, сложением, темпами развития, а также по многим другим показателям. Например, обычно период беременности в среднем составляет 40 недель, хотя и 37-я, и 43-я недели считаются нормальным сроком разрешения от бремени.
Какие общие тенденции можно обнаружить в процессе пренатального развития? Обычно развитие происходит в направлении «от головы к ногам». Такой ход развития принято называть цефалокаудальной тенденцией развития. (Это не правило, не закон, даже не принцип, а лишь общее направление. Аналогично этому развитие плода происходит в направлении от центра тела к периферии. Такой ход развития называется проксимодистальной тенденцией развития. Эти же тенденции снова проявляются, за редким исключением, в развитии координации движений и физических навыков у младенцев и дошкольников. Сначала младенцы выучиваются управлять движениями глаз и головы, затем управляемыми становятся руки и кисти рук и наконец очередь доходит до ног и ступней. Они научаются дотягиваться до предметов и захватывать их в горсть намного раньше, чем подбирать мелкие предметы, например горошины, зажимая их между большим и указательным пальцами.
Первоначально плод реагирует на любое надавливание на кожу неспецифическими, генерализованными движениями, в которых участвует все тело. Двигательные реакции новорожденного и младенца становятся более локализованными и специфическими. Эта тенденция отражает еще одно направление развития - «от общего к специфическому». Когда дети учатся писать, они часто помогают движениям руки всеми частями тела, даже языком, и только спустя какое-то время они ограничивают входящие в процесс письма движения до работы пальцев, кисти и незначительных перемещений руки.
И наконец, с развитием связаны процессы дифференциации и интеграции. В пренатальном биологическом развитии происходит дифференциации клеток на отдельные специализированные слои. Однако вскоре наступает их интеграция в процессе образования органов и систем организма. Позднее, в процессе психологического развития ребенка, дифференциация и интеграция часто происходят одновременно.