При изучении дисциплины в качестве основных учебников и учебных пособий рекомендованы следующие:
1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие для вузов по направлению "Филологическое образование". М., 2010
2. Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология". М., 2011.
3. Нелюбин Л. Л.. История науки о языке: учебник. М., 2008.
Поскольку данный курс основывается на результатах активно развивающегося антропоцентрического направления, которое рассматривается в соотнесении с другими гуманитарными дисциплинами, для его освоения необходимо обращение к современной научной литературе.
44. Аверинцев С.С. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
45. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // НЗЛ. Вып. ХУ1. Лингвистическая прагматика. М., 1985. С. 3 – 42.
46. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. Изд.2-е. М., 1986.С. 297-325.
47. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978
48. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.
49. Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему. Москва, 2004.
50. Карасик В.И. Язык социального статуса. М, 1992.
51. Караулов. Ю.Н. Русский и язык и языковая личность. М, 1987.
52. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1994. Т.53. №3. - С.3-15.
53. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. Компьютерная лингвистика. М., 1989.
54. Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С.342–420.
55. Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: история, персонажи, идеи, результаты // Семиотика и информатика. Вып. 36. М, 1998. С. 274-324.
Изменение программы утверждено на заседании кафедры современного русского языка (протокол № 8 от 25 апреля 2014 г.)
Зав. кафедрой канд. филол. наук, доцент Храмцова Л.Н.
Материалы для самостоятельной работы по курсу
«Филология в системе гуманитарного знания»
Вводная лекция
Содержание
1. Различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке
2. Практическая филология и филологическое образование
3. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии. Их подход к тексту
4. Филология и смежные дисциплины
5. Рекомендуемая литература
Филология (от древнегреческого φιλολογία – «любовь к слову») – отрасль гуманитарного знания, основной задачей которой является изучение текстов. Текст осмысляется и исследуется в филологии как главный источник сведений о человеке, его сознании, обществе, как первичная данность гуманитарного мышления. Такой подход дает филологии право претендовать на статус основополагающей гуманитарной дисциплины. М.М. Бахтин в работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках» характеризовал письменный и устный текст как «первичную данность» всех гуманитарных наук, вообще гуманитарного мышления (лингвистического, литературоведческого, богословского, философского и т.д.). Гуманитарные дисциплины выступают как «мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах». Каковы бы ни были цели гуманитарного исследования, его исходным пунктом может быть только текст, выступающий в разных ипостасях (тексты-примеры, тексты конструкции, высококачественные или профанные тексты и т.п.).
«Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоят проявляющие себя боги (откровение) или люди (законы властителей, заповеди предков, безыменные изречения и загадки и т.п.). Научно точная, так сказать, паспортизация текстов и критика текстов – явления более поздние (это целый переворот в гуманитарном мышлении, рождение недоверия)» [Бахтин 1986].
Выступая в качестве науки, занимающейся «паспортизацией» и «критикой текстов», в древности филология оформляется в качестве самостоятельной отрасли гуманитарного знания, филологические сочинения возникают --как «тексты о текстах»: «Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный “комментарий” (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю широту и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного» [Аверинцев 1990].
Метафорически филология определяется как «служба понимания», которая «помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций» [Аверинцев1990].
Объектом изучения филологов являются все тексты, независимо от их культурного статуса, качества, письменного или устного характера. Однако иногда предмет филологии эксплицитно или имплицитно ограничивают письменными текстами («Мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом "филология"» [Винокур 1981]) либо текстами, имеющими высокий культурный статус («Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют» [Рождественский1996]).