Характеристика и классификация издержек обращения в торговых предприятиях

 

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров [32, с.195].

Все затраты торгового предприятия представлены в виде единовременных и текущих. Единовременные чаще всего выступают в виде инвестиций, текущие – в виде издержек обращения.

Издержки включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортировку, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности [31, с.187].

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торгового предприятия можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничные торговыепредприятия или торговые сети. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным [27, с.152].

В издержкахобращения торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по:

1) по участию в образовании стоимости товара:

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

В основе этого деления стоит различие между производительным и непроизводительным трудом. Наличие товарного производства обусловливает наличие и товарного обращения, а это есть единство двух процессов. Первый процесс связан с доведением товаров как потребительных стоимостей от производства до потребителя с продолжением процесса производства в сфере обращения. Затраты труда здесь называются дополнительными издержками обращения. Они по своей природе не тождественны издержкам производства, так как последние связаны с созданием новых потребительных стоимостей, а дополнительные издержки обращения связаны лишь с перемещением, хранением, доработкой и упаковкой уже созданных потребительных стоимостей [33, с.93].

Второй процесс связан с осуществлением реализации товаров (превращением товарной формы стоимости в денежную и наоборот, то есть со сменой форм стоимости). Затраты труда здесь называются чистыми издержками обращения. Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с обслуживанием процесса купли-продажи товаров: денежные и кредитные расчеты, ведение учета, расходы на рекламу, изучение спроса, расходы по содержанию административно-управленческого аппарата и т.д.

С теоретической точки зрения это деление устанавливает границу материального производства, которое проходит в сфере обращения, позволяет правильно исчислить в денежном выражении величину национального дохода,созданного в сфере обращения.

С практической точки зрения это помогает правильно понять процессы, происходящие в сфере обращения, и выявить пути разумного формирования затрат. Однако раздельного учета и планирования дополнительных и чистых издержек не существует, так как продолжающиеся в сфере товарного обращения процессы производства товаров тесно связаны с процессами реализации.

Чистые издержки обращения — это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости.К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.[38, с.72]

Дополнительные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

2) по подотраслям деятельности:

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

- розничных торговых предприятий;

- оптовых торговых предприятий;

- предприятий общественного питания.

3) по выполняемым задачам:

По выполняемым торговыми предприятиями задачам издержки обращения бывают операционными, обусловленными непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения и административно-управленческими, вызванными организацией хозяйственной деятельности.

Операционные издержки обращения — это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е.обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы, заработная плата персонала, расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря, расходы на текущий ремонт, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и другие.

Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, то есть обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и другие.

4) по способу отнесения на отдельные товарные группы и товары:

По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые издержки обращения — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов [28, с.103].

5) по степени зависимости от изменений объема товарооборота:

По этому признаку все издержки обращения делятся на две основные группы: а) условно-переменные, связанные с изменением объема товарооборота и б) условно-постоянные, величина которых полностью или частично не зависит от объема товарооборота.

Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.

Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота.К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу и др.

Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Однако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации;

6) по составу:

Различают простые и комплексные статьи издержек обращения.

К простым относятся издержки, представляющие собой экономически однородные расходы. Например, транспортные расходы, расходы на оплату труда, амортизация основных средств и другие.

Комплексные издержки состоят из разных элементов: расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, прочие расход и другие.

7) по рациональности использования:

Издержки можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные дают полезный результат: расходы, связанные с реализацией товаров, обеспечивают торговому предприятию получение товарооборота и прибыли.

Непроизводительные расходы полезного результата не дают, но они часто неизбежны в процессе торгово-хозяйственной деятельности.

8) по экономическому составу: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

9) По степени зависимости от качества, торгового обслуживания издержки обращения могут быть: а) связанные с повышением качества обслуживания покупателей, б) и непосредственно не связанные с качеством обслуживания населения.

К первой группе издержек, связанных с повышением качество обслуживания покупателей нужно отнести расходы на заработную плату, на аренду, содержание и ремонт торговых помещения и инвентаря, установку и эксплуатацию холодильного оборудования, на подготовку товаров к продаже, рекламу на развитие новых видов услуг населению и др. Остальные затраты относятся ко второй группе.

Номенклатура статей издержек обращения.

В соответствии с классификацией по видам затрат для целей учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли. Номенклатура статей издержек обращения утверждена Комитетом Российской Федерации по торговле иобязательна к применению всеми торговыми предприятиями независимо от формы собственности и содержит 14 основных комплексных статей:

1. транспортные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

5. амортизация основных средств;

6. расходы на ремонт основных средств;

7. износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, другого малоценного имущества и быстроизнашивающихся материалов;

8. расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

9. расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

10. расходы на рекламу;

11. затраты по оплате процентов за пользование займом;

12. потери товаров и технологические отходы;

13. расходы на тару;

14. прочие расходы.

Торговым предприятиям предоставлено право сокращать или расширять перечень статей издержек обращения в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Таким образом, классификация издержек обращения довольно разнообразна и позволяет разграничить их по большому количеству признаков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: