Участие некоммерческих организаций в бюджетном процессе – необходимый элемент демократического устройства общества. Однако не всегда и не везде есть возможность такого участия. Именно поэтому некоммерческие организации независимо от их отношений с бюджетом должны помогать депутатам совершенствовать бюджетный процесс, его нормативную базу, развивать возможности участия, привлекать общественность к участию в бюджетном процессе.
Формы участия общественности в бюджетном процессе
· Организация общественных слушаний по проблемам бюджета и бюджетного процесса.
· Участие в открытых депутатских (исполнительной власти) слушаниях по проблемам бюджета и бюджетного процесса.
· Делегирование представителей в консультативные советы органов власти (экспертные, «общественные» и т.п.), в «рабочие группы», в «общественные помощники» и их участие в рассмотрении проблем бюджета и бюджетного процесса.
· Независимый бюджетный анализ (с публикацией) по отдельной проблеме бюджета и бюджетного процесса.
|
|
· Регулярный комплексный независимый бюджетный анализ.
· Отдельные публикации в СМИ по проблемам бюджета и бюджетного процесса.
· Кампания в СМИ по проблемам бюджета и бюджетного процесса (постоянная рубрика).
· Предложение властям проектов нормативно–правовых актов по совершенствованию бюджетного процесса.
· Письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями по проблемам бюджета и бюджетного процесса.
· Сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам бюджета и бюджетного процесса.
· Обращение к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам бюджета и бюджетного процесса на собраниях и сходах, встречах и приемах.
· Обращения к представителям вышестоящих властей.
· Обращение в контрольные и правоохранительные органы.
· Инициирование и участие в судебных процессах.
· Участие НКО в конкурсах по размещению финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта)
· Участие НКО в реализации финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта).
· Использование кампаний по выборам и референдумам для косвенного влияния на бюджет и бюджетный процесс.
· Содействие повышению квалификации депутатов и представителей исполнительной власти в области бюджета и бюджетного процесса.
В связи с тем, что технология «прозрачный бюджет» требует серьезной подготовки организаторов, ниже предлагается список используемой и рекомендуемой литературы.
1. «Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы», под ред. В.А. Бескровной. – СПб.: Норма, 2002. – 272 с.
|
|
2. «Словарь по бюджетной работе для непрофессионалов», часть 1. Бюджет и бюджетный процесс, Бескровная В.А., Виноградова Т.И., Орлов А.И. – СПб.: Норма, 2002. – 56 с.
3. «Пособие по работе с местным и региональным бюджетом для НКО», Антонюк Д., Степанова В. – Псков: Центр «Стратегия», 2000 г. – 44 с.
4. «Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять» – СПб.: Норма, 2002 – 56 с.
5. «Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять: история успеха». – СПб.: «ИК «Синтез», 2003. –204 с.
6. «Прозрачный бюджет: теория, практика, образование»/ Под ред. Череватенко В.И., «Старые русские», 2001г. – 128 с.
7. «Гендерный бюджет: первый опыт в России», Ржаницына Л.С. – М.: Гелиос АРВ, 2002 г. – 272 с., ил.
8. Материалы творческой мастерской «Организация гражданского общества в противодействии коррупции: технологии и опыт», MSI.
9. Материалы семинара «Коалиция против коррупции: зачем и как?»
10.Материалы Международного семинара «Партнерство в борьбе с коррупцией», MSI.
11.Бюджет как объект анализа и журналистского расследования/ В.И. Клисторин, В.П. Юкичев; под редакцией Н.В. Светашевой. – Томск: «UFO-Hress»: 2002 – 102 c.
12. Прозрачный бюджет с общественным участием /Под ред. Ураловой С.В. – Иркутск, серия «Инициативы женщин Байкальского региона», 2005г. –100 с.
13. Путеводитель по бюджету. Руководство по общественному участию в бюджетном процессе /Под ред. Ураловой С.В. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007г. – 116 с.
14. Общественная экспертиза бюджета /Под редакцией Ураловой С.В. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007 – 112 с.