Прозрачный бюджет
Прозрачный бюджет – современная социальная технология, позволяющая внедрить в политику власти всех уровней не только принцип дифференцированного учета интересов различных социальных групп и социальных проблем, но и обеспечить прозрачность власти. В свою очередь, участие в бюджетном процессе на своей территории было бы одним из эффективных механизмов участия общества в предотвращении коррупции, повышения доверия граждан к власти, предотвращения гражданской апатии, и, наконец, разработке эффективных программ социально-экономического развития.
Суть этой технологии – широкое и осознанное участие общественности, членов местного сообщества, сектора общественных и некоммерческих организаций (НКО), бизнеса в бюджетном процессе. Ведь именно в результате определенного комплекса действий, т.е. бюджетного процесса, формируется результат этих действий – сам бюджет. Открытость и прозрачность бюджета и бюджетного процесса – базовые факторы, обеспечивающие общественное участие.
Прозрачность бюджета и бюджетного процесса это:
– детализация и открытость как доходов и расходов бюджета, так и самого бюджетного процесса;
– открытый доступ для общественности к информации о бюджетном процессе и бюджете;
– создание условий для участия общественности в бюджетном процессе;
– ясность роли и функций органов власти и общественности в бюджетном процессе, понятная всем его участникам.
Прозрачный бюджет – это открытый диалог власти и общества, совместный поиск решений, как улучшить жизнь территории, мощный инструмент контроля за деятельностью власти. В конечном итоге, прозрачный бюджет – это план стратегического развития области, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, который совместно формируется властью и местным сообществом.
Общественный анализ бюджета предполагает два основных направления:
– непосредственно анализ бюджета;
– оценка и анализ прозрачности бюджетного процесса.
Анализ бюджета
Этапы анализа бюджета
Этап 1. Формулируются цели и задачи анализа. Их формированию помогут ответы на следующие вопросы:
– какие ресурсы территории (государства) можно будет регулировать в результате анализа;
– какие проблемы можно будет решать;
– в чем заключается эффект от включения анализируемой компоненты в бюджетную политику;
– почему необходимо усилить или включить анализируемую компоненту в бюджетную политику
Этап 2. Описывается положение анализируемой социальной группы или проблемы. Учитывая цели и задачи бюджетного анализа, необходимо концентрироваться на его отдельных сферах. Сферой анализа может быть выяснение следующих вопросов:
– насколько принятый бюджет позволяет отразить потребности и интересы той или иной группы населения (людей с ограниченными возможностями – всех или определенной группы, детей, малоимущих, многодетных семей и т.д.);
– как будут финансироваться отдельные отрасли или разделы отраслей и что это даст населению (здравоохранение, геронтология, репродуктивное здоровье и т.д., социальное обслуживание пожилых, образование, дошкольное, высшее и т.д., коммунальное хозяйство и пр.);
– как развивается доходная база бюджета;
– степень зависимости бюджета от вышестоящих бюджетов;
– как влияет бюджет на развитие местного сообщества (гражданского общества, сектора НКО);
– как влияет бюджет на устойчивое развитие человеческого потенциала на территории;
– как влияет бюджет на качество жизни населения;
– как влияет бюджет на предотвращение злоупотребления психоактивными веществами (наркомания, алкоголизм, табакокурение);
– прочее.
Сфера анализа должна быть конкретна и однозначна, а ее предметная область ясна и понятна организаторам бюджетного анализа.
Этап 3. Выясняется, достаточно ли выделено средств для реализации политики по анализируемой проблеме (социальной группе). При этом важно читывать:
– структуру бюджетных статей по анализируемой компоненте;
– условия и ограничения, определяющие цели и задачи анализа;
– политику относительно анализируемого объекта;
– бюджетную политику относительно анализируемого объекта;
– имеющиеся социальные нормативы;
– агрегированность средств бюджета (бывает сложно без дополнительных методов и приемов выделить из общей суммы бюджета ту часть, которая относиться к анализируемому объекту);
– рассредоточение искомых данных по разным статьям бюджета и программам, по нескольким источникам финансирования – бюджетам субъектов более высокого уровня; целевое финансирование; специализированное внебюджетное финансирование; прочие источники.
С учетом вышесказанного, поиск денежных средств осуществляется чисто опытным путем – сбор статистики по расходам на цели анализируемой компоненты. Так, например, если необходимо определить долю средств, используемых на финансирование нужд детей в городском бюджете, в разделе «Образование» учету будут подлежать все средства этого раздела, кроме «Капитальных расходов» (за их счет осуществляется приобретение оборудования и капитальный ремонт). Очевидно, что непосредственно «детский бюджет» по разделу образование представляет собой разницу между общей суммой расходов и капитальными расходами. Однако «детский бюджет» может находиться и в других разделах бюджета. В городском бюджете это может быть до 10 позиций: образование; ЖКХ; здравоохранение и физическая культура; социальная политика, культура, искусство, кинематография; правоохранительная деятельность; целевые бюджетные фонды; государственное управление и местное самоуправление; обслуживание и погашение долга; прочие расходы. Это связано с тем, что в каждом муниципальном образовании может быть своя ситуация рассредоточения «детских бюджетов» по статьям. Каждый раздел имеет свою структуру и содержание, что расширяет возможности отследить движение нужной бюджетной компоненты. Так, в разделе бюджета ЖКХ могут быть средства, использованные на обустройство детских площадок во дворах, содержание клубов для детей, и т.д. В разделе здравоохранение, например, зачастую не выделяются «детские бюджеты», поэтому важно будет узнать, сколько детей лечилось, сколько операций им делалось (при контрольном анализе), планируется сделать (при прогнозном анализе), и т.д. По многим позициям не ведется статистики. Поэтому вполне возможно, материал необходимо будет собирать по специальным запросам, накопительным путем.
Этап 4. Выясняется система расходование средств (осуществляется ли оно целевым путем, как запланировано, является ли оно прозрачным и пр.);
Этап 5. Осуществляется проверка чувствительности политики к анализируемой компоненте (обращена ли политика на решение обозначенной проблемы);
Этап 6. Изучается, способствуют ли принятые бюджетом меры исполнению политики по анализируемой компоненте бюджета.
Организуя работу инициативной группы по анализу бюджета необходимо:
– изучить и освоить бюджет и бюджетный процесс;
– обеспечить осведомленность и доступность информации о правах и гарантиях населения по анализируемой проблеме;
– обеспечить осведомленность и доступность информации о социальной политике власти в этом направлении;
– обеспечить осведомленность и доступность информации об институтах, отвечающих за реализацию политики по анализируемой проблеме (административные органы, депутаты и пр.);
– обеспечить возможность социальной экспертизы, как части государственно – общественной системы принятия решений и контроля воздействия этих решений на группы населения, относительно которых проводиться бюджетный анализ.
Организуя работу в процессе освоения бюджета целесообразно связать каждый раздел бюджета, где сосредоточены средства анализируемой бюджетной компоненты с направлением возможного использования средств. В том случае, где это возможно, указать норматив расходования средств. Удобно для дальнейшей работы также связать раздел с направлением государственной (муниципальной) политики, с правами и гарантиями по анализируемой проблеме.






