Мобильный пункт помощи

Усиливает эффективность технологии наличие мобильного пункта помощи, при котором уличная служба оснащается транспортным средством. Мобильный пункт помощи – оптимальная форма работы с подвижной и нестабильной целевой группой, которая позволяет оперативно проводить картирование уличных «тусовок», своевременно планировать деятельность при выявлении новых групп и при смене дислокации уже существующих, расширять спектр оказываемых услуг. Если используемое транспортное средство оснащено специализированными диагностическими возможностями и возможностями экспресс–тестирования (на ВИЧ и иные формы заболевании), в задачи аутрич-работников также входит:

– мотивирование клиентов на прохождение регулярного тестирования;

– консультирование и тестирование, что является первым шагом в оказании помощи (например, ВИЧ–инфицированным), средством профилактики распространения инфекций, а также методом оценки распространенности инфекций в уличной среде.

Технология организации работы аутрич-службы включает в себя:

– подбор квалифицированного персонала;

– оснащение аутрич-работников транспортным средством;

– комплектации мобильного пункта помощи;

– определение перечня документов, необходимых для организации помощи клиентам;

– определение видов помощи;

– планирование маршрута следования транспортного средства.

При подборе сотрудников уличной службы целесообразно ориентироваться на специалистов в области психологии, педагогики, социальных наук. При этом важно учитывать особенности социальной группы. Так, например, при подборе сотрудников для создания службы аутрич, направленной на работу с уличными подростками, рекомендуется подбирать кадры в возрасте 20-35 лет, студентов последних курсов гуманитарных ВУЗов или дипломированных специалистов. Особое предпочтение следует отдавать кандидатам, имеющим опыт работы с трудными подростками.

В случае оснащения мобильного пункта тест-системами, необходимо иметь в штате сотрудника с медицинским образованием (медсестру, лаборанта), обученного проведению экспресс–тестов с использованием определенной тест–системы и сотрудника с психологическим образованием, владеющего навыками до– и послетестового консультированиям по вопросам, связанным с тестируемыми инфекциями. Учитывая специфику работы, среди профессионально значимых качеств аутрич–работника наиболее важными являются:

– коммуникабельность;

– гибкость в общении;

– умение слушать и слышать другого человека;

– терпимость к особенностям поведения, привычкам и образу жизни другого человека;

– эмоциональная устойчивость;

– конструктивная профессиональная мотивация;

– адекватная оценка собственных профессиональных способностей и возможностей аутрич-службы в работе с целевой группой, осознание имеющихся трудностей и проблем.

Для повышения квалификации аутрич-работников необходимо их дополнительное обучение. Наиболее значимым является обучение по вопросам ВИЧ/СПИДа и его профилактики, злоупотребления ПАВ, технологиям установления контакта и последующего общения с целевыми группами, вопросам юридического и социального сопровождения, а также принципам и навыков командной работы.

В процессе работы сотрудники должны иметь постоянный свободный доступ к информации, посвященной проблемам широко распространяемым инфекционным заболеваниям в целевых группах, особенно ВИЧ/СПИДа, и методическим разработкам по оказанию помощи целевым группам. Также очень важно предоставить сотрудникам уличной службы возможность повышения квалификации и профессионального роста – участие в тренингах, семинарах, конференциях, курсах обучения. Это способствует обмену профессиональным опытом с сотрудниками других организаций и препятствует профессиональному выгоранию.

Профессиональное выгорание затрудняет эффективную деятельность сотрудника, мешает повседневной работе и ведет к эмоциональному истощению. Помимо общих закономерностей профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий, существенный отпечаток на его развитие в уличной работе накладывает чрезвычайно сложная жизненная ситуация у клиентов, медленная положительная динамика или ее отсутствие, а также наличие у многих клиентов ВИЧ-инфекции. Несмотря на дополнительную профессиональную подготовку и достаточную информированность по проблемам ВИЧ-инфекции, сотрудники могут испытывать более или менее осознаваемые чувства, связанные со страхом заражения, передачи инфекции родным и близким и т.д.

При наличии мобильного пункта помощи необходимоиметь в комплекте материалы и оборудование, используемые для проведения теста:

– тест-системы,

– скарификаторы,

– спиртовые салфетки,

– контейнеры для утилизации отработанного оборудования, средства индивидуальной защиты для сотрудников, (халаты, одноразовые перчатки, защитные очки и маски),

– вода,

– рукомойник,

– средства дезинфекции.

Утилизировать биологические отходы в специальных контейнерах только через учреждения здравоохранения, принимающие такие отходы на утилизацию;

Для организации преемственной помощи клиентам в мобильном пункте необходимо иметь следующие документы:

– формы первичной оценки;

– формы информированного согласия на экспресс-тестирование на ВИЧ;

– журнал регистрации результатов экспресс–тестирования на ВИЧ;

– формы направления клиентов в Центр СПИДа.

Для безопасности сотрудников, необходимо иметь:

– журнал регистрации травм на рабочем месте;

– укладку «Анти-СПИД» для профилактики заражения ВИЧ–инфекцией на рабочем месте.

В процессе работы мобильного пункта помощи организуется преемственная помощь, которая включает в себя несколько этапов:

– дотестовое консультирование;

– подписание информированного согласия на участие в тестировании;

– экспресс–тест;

– послетестовое консультирование.

Выше уже отмечалось, что во время консультирования и тестирования в автобусе вместе с клиентом должны находиться два специалиста: психолог и медицинский работник. В ходе дотестового консультирования психолог объясняет клиенту цель, возможные результаты тестирования и их значение. У клиента выясняют факторы риска заражения ВИЧ, которым он подвергается, чтобы вернуться к этой информации в ходе послетестового консультирования. Клиенту подтверждают принцип конфиденциальности результатов и обсуждают с ним возможные шаги в случае того или иного результата теста. Психолог при помощи дополнительных вопросов должен убедиться, что клиент понял суть тестирования и возможные последствия, после чего подписывается информированное согласие. Форму информированного согласия подписывают:

– сам клиент, удостоверяя, что он понимает суть предстоящей процедуры, а также ее возможные последствия, и выражает свое добровольное согласие на участие в тестировании;

– сотрудник, проводивший дотестовое консультирование, удостоверяя, что дотестовое консультирование проведено и решение клиента осознанно и добровольно;

– свидетель (медицинский работник), заверяющий две предыдущие подписи.

По итогам дотестового консультирования некоторые клиенты отстраняются от экспресс-теста. Это может произойти в том случае, если клиент находится в состоянии опьянения и не понимает целей и задач тестирования. Другой причиной отказа могут послужить признаки психической неустойчивости в поведении клиента (выраженная импульсивность, агрессивность, эмоциональная лабильность, нарушения темпа речи и деятельности, координации движений и т.д.), которая может привести к ярким кризисным реакциям в случае положительного результата тестирования. Если в процессе консультирования психолог заключает, что тестирование несет в себе существенный риск для конкретного клиента, экспресс-анализ не проводится.

Тестирование осуществляет медицинский работник, который забирает на анализ каплю крови из пальца. Для получения результата необходимо подождать некоторое время. Это время может использоваться для дополнительного общения с клиентом, чтобы прояснить его жизненную ситуацию, собрать дополнительную социально-психологическую информацию, или провести профилактическую беседу. Целесообразно для беседы привлекать волонтеров, подготовленных к работе в рамках технологии «равный – равному». Так, например, при работе с целевой группой ПИН в качестве таких волонтеров могут работать активисты из группы ЛЖВ (лица, живущие с ВИЧ). При этом важно иметь в виду, что в автобусе одновременно может находиться только один клиент, что необходимо для обеспечения конфиденциальности результатов тестирования.

Когда результаты теста готовы, медицинский работник фиксирует их в «Журнале регистрации результатов тестирования» и разъясняет их клиенту. Психолог проводит послетестовое консультирование, направленное на принятие клиентом результатов тестирования и выработку стратегии своих дальнейших действий. После этого клиент получает пакет с поощрительным подарком.

В случае отрицательного результата теста клиенту подробно объясняют о существовании «периода окна», например, когда в течение 90 дней после вероятного заражения в крови не обнаруживаются признаки инфицирования ВИЧ. Клиенту разъясняют необходимость повторного тестирования через три месяца и отказ от рискованных форм поведения. Положительный результат теста не является окончательным и требует углубленного обследования. Так, например, если положительный результат получен по ВИЧ, клиенту предлагают различные варианты дальнейших действий:

– немедленное сопровождение в Центр СПИДа вместе с сотрудником уличной службы для постановки на учет, обследования и возможной госпитализации;

– помещение в отделение кратковременного проживания или приют (в случае их наличия) с последующим сопровождением на другой день в Центр СПИДа или другие учреждения для оформления необходимых документов;

– назначение на ближайшие дни встречи с сотрудником уличной службы для сопровождения в Центр СПИДа или учреждения социальной защиты.

В том случае, если мобильный пункт не оснащен экспресс–лабораторией, схема работы исключает действия, связанные с экспресс–анализами. Однако, медицинский работник может провести осмотр клиента, сотрудники аутрич–службы так же проводят с ним консультирование, информирование о возможных последствиях образа жизни, собирают дополнительную социально-психологическую информацию, совместно с волонтером из группы равных консультантов проводят профилактическую работу, распределяют материальную помощь в соответствии со спецификой целевой группы (предметами обихода, одноразовыми шприцами, презервативами и пр.), помогают клиенту в выработке стратегии своих дальнейших действий, обсуждают с ним схему социального сопровождения.

Важным моментом технологии является и планирование маршрута следования транспортного средства. Поскольку мобильный пункт помощи не привязан к определенному адресу, а перемещается по городу, у потенциальных клиентов могут возникнуть трудности с определением его местонахождения. В связи с этим, в расписании движения, помимо картирования и исследования новых мест сбора целевой группы, необходимо предусмотреть время фиксированного местонахождения мобильного пункта, где его могут найти клиенты. Целесообразно планировать маршрут следования на несколько дней вперед, чтобы аутрич-работники могли заранее информировать клиентов о времени и месте нахождения мобильного пункта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: