Уличная аутрич-служба

Аутрич (англ. out – вне; reach – достигать,охватывать) – достижение во вне; активные действия по установлению и поддержанию контакта с целевой группой для проведения работы с ней путём посещения мест сбора и/или проживания её представителей.

Аутрич–работа – уличная работа; профилактические мероприятия по охвату закрытых социальных групп, проводимые вне стен учреждения, вне офиса, в условиях, привычных для целевой группы. Данная технология находит все более широкое применение в работе НКО, в том числе и в Иркутской области.

Аутрич – технология

Как правило, основными целевыми группами, для которых применимы методы аутрич-работы, являются так называемые маргинальные группы, к которым относятся:

– потребители уличных наркотиков (в частности, потребители инъекционных наркотиков – ПИН);

– работники коммерческого секса (РКС) и их клиенты;

– дети–беспризорники;

– лица, без определённого места жительства (БОМЖ);

– делинквентные уличные подростки;

– неформальные молодёжные группировки и сообщества (хиппи, панки, скины и т.п.).

Сущность аутрич–работы: установление и поддержание контакта с целевой группой в привычных и желательных для целевой группы условиях, на её территории и в её информационном пространстве. Таким образом, аутрич – это метод работы с населением и отдельными группами, при котором специально обученные сотрудники или добровольцы профильных служб выходят в места встреч, пребывания, отдыха, работы целевой группы, оказывают поддержку, раздают печатные материалы и средства предохранения, проводят индивидуальные консультации и т.п.

При этом важно помнить, что аутрич работает сразу на нескольких уровнях: с человеком, с сообществом, в котором этот человек находится (например, сообществом бездомных, его ценностями и внутренней культурой), с обществом в целом (социальными службами, представителями власти, с общественными предрассудками). Часто аутрич–работа производится одновременно и с клиентами, и с представителями социальных услуг (например, с бездомными и врачами больниц, куда поступают бездомные, работниками ночлежек, и т.п.), юристами и другими специалистами, чья деятельность ориентирована на работу с целевой группой.

Основными задачами уличной аутрич–службы являются:

– установление контакта с клиентами в местах их проживания и времяпровождения,

– консультирование в условиях улицы,

– направление или сопровождение для получения помощи в другие службы (центры СПИД, отделение временного проживания, детски дома и другие организации).

Уличная работа включает в себя на три базовых блока:

– картирование,

– первичный контакт и оценка клиента (скрининг),

– повторные контакты с клиентами.

Картирование

Важным этапом в организации работы уличной аутрич–службы является картирование территории и разработка маршрутов. Картирование, т.е. определение мест проживания и времяпровождения клиентов необходимо проводить постоянно, поскольку целевые группы данного типа чрезвычайно мобильны, и топографическая картина постоянно меняется. Картирование состоит из нескольких этапов.

Вначале следует составить исчерпывающий список всех мест, где достоверно известно или потенциально возможно нахождение целевой группы, на работу с которой направлена технология аутрич (например, уличных детей и подростков). Очевидно, что такие места определяются целевой группой клиентов. Так, например, картирование беспризорных подростков включает в себя крупные транспортные узлы (железнодорожные и автобусные вокзалы и пр.), торговые центры и рынки, центры отдыха и пр. Дополнительную информацию можно получить от сотрудников партнерских организаций, работающих с уличными детьми, муниципальных органов опеки и попечительства, КДН, социальных педагогов и сотрудников милиции. В дальнейшем информация картирования будет дополняться собственными наблюдениями аутрич–работников, а также самими клиентами.

Вторым этапом картирования является методическая проверка всех мест уличных «тусовок» с составлением описания каждого из них. Информация о местах присутствия целевых групп включает в себя: точное местонахождение, количество потенциальных клиентов, их возрастной и половой состав, род деятельности или интересов (поскольку каждая из «тусовок» на чем-то «специализируется»), а также время функционирования, которое зависит от рода занятий членов социальной группы. Уже во время первичного картирования возможно подключение технологии ведение случая – установление контакта с клиентами, первичная оценка их потребностей и проблем, оказание им помощи в условиях улицы и направление в Центры в зависимости от выявленной проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: