Экзаменационные требования по гармонии (ВИ 4 курс 7 семестр)
Структура экзамена
· письменная работа
· устный ответ по билетам
Итоговая оценка выставляется как средний балл по письменной и устной части экзамена.
Примерные требования по формам заданий
IПисьменная работа
· Задание на знание теоретических вопросов (тест с вопросами закрытого и открытого типов).
· Задание на знание ступеней лада, на которых строятся аккорды.
· Задание на знание общих и модулирующих аккордов при модуляции в тональности первой степени родства.
· Решение гармонического построения крайнему двухголосию с элементами цифровки (гармонические сложности: отклонения, модуляция, аккорды DD, отмеченные неаккордовые звуки, альтерированные аккорды и др.).
IIУстный экзамен по билетам
Структура экзаменационного билета:
- Игра на фортепиано:
- схемы модуляции в тональности I степени родства;
- аккордовой последовательности по цифровке, включая отклонение, аккорды альтерированной доминанты, аккорды двойной доминаты, гармонизацию фригийского тетрахорда на бас или мелодию, «именные» гармонии, обороты с проходящими и вспомогательными аккордами, каденционные обороты, в т.ч. прерванную каденцию, мелодизированные формы доминанты;
- секвенции (хроматической, транспонирующей или диатонической).
- Гармонический анализ отрывка музыкального произведения, включающий изученные трудности.
Примерные образцы практических заданий
|
|
Модуляции(тональности до 3-х знаков):
Из мажора в доминанту, в параллельную тональность, в тональность IIIступени;
Из минора в минорную доминанту, в мажорную доминанту, в параллель, в тональность VII ступени.
G-dur – D dur | d-moll – a-moll | |
D- dur – h-moll | g-moll – D-dur | |
F- dur – a-moll | c-moll – Es-dur | |
e-moll –D-dur |
Аккордовые последовательности (в тональностях до 3-х знаков):
3T D D#5 T D2→S6 DDVII65 K64 D7 T | 3K64 D76D7 VI N6 K64D7t | |
3T D43 DDVII2T6 D65→S II7гK64 D7 T | 5D25t6DD7¨5D43¨5t D2→s6 D53t | |
5TDDVII43T D43→VI D53 T | 3tt2s6DDув65D D2 t6 | |
5K64 D9D7 VI DDVII7K64D7нT1 | 5K64 D9D7 VI DDув65K64 D7н t1 | |
5D2T6D64 D64¨5#5ТD2→S6D53 T | 5t DDув65t D7→III D43t1 | |
3K64 D76УмVII7→VI II6 K64D7T | TУмVII434-3t t65DD7¨5D43¨5t |
Примерный перечень вопросов
1. Каковы особенности голосоведения с проходящими квартсекстаккордами и доминантовым терцквартаккордом?
2. Какой тон удваивается в VI53 в прерванном обороте?
3. Как называется передача хроматического полутона из одного голоса в другой?
4. Что такое фригийский оборот?
5. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на мелодию.
6. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на бас.
7. Какая ступень являетсямелодическим признаком доминанты с секстой?
|
|
8. Какая ступень является мелодическим признаком доминантового нонаккорда?
9. В чем заключается особенность доминанты с секстой?
10. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте II65II65#1#3 К64?
11. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте DD7 D?
12. Какое общее правило регулирует голосоведение при введении аккордов DD в случае удвоения IV ступени?
13. Какой аккорд DD может использоваться в качестве проходящего между Т и Т6?
14. Какой аккорд DD может использоваться в качестве вспомогательного между повторением Т53?
15. Перечислите аккорды DD с увеличенной секстой.
16. Какие из аккордов DD с увеличенной секстой являются "ложным D7"?
17. С помощью какого оборота чаще всего происходят отклонения?
18. Как чаще всего трактуется повышенная ступень при отклонении в родственную тональность?
19. Как чаще всего трактуется пониженная ступень при отклонении в родственную тональность?
20. В каком участке периода чаще всего происходит отклонение в доминанту?
21. В каком участке периода чаще всего происходит отклонение в субдоминанту?
22. Какова самая распространенная модуляция в классическом периоде?
23. Как происходит процесс модуляции в тональности I степени родства?
24. Какие аккорды могут быть посредствующими (общими)?
25. Какие аккорды чаще используются в роли модулирующих?
26. В тональности какой группы модуляция происходит чаще? реже?
27. Сколько общих аккордовимеют тональности I степени родства с разницей в 1знак?
с разницей в 4 знака?
28. Как называется секвенция по родственным тональностям?
29. Каковы признаки транспонирующей секвенции?
30. Как называется группа неаккордовых звуков на сильном времени?
31. Как называется неаккордовый звук, помещенный между повторением одного и того же аккордового звука?
32. Назовите разновидности задержаний.
33. Какие аккорды произошли от задержаний?
34. Какие ступени – диатонические или хроматические – характерны для нижних вспомогательных?
35. С какими неаккордовыми звуками связано происхождение альтерированных аккордов?
36. В чем состоит особенность удвоения в неаполитанском секстаккорде?
37. Какая исключительная особенность голосоведения допускается при соединении N6 – D?
38. С чем связано название неаполитанского секстаккорда?
39. Какое свойство ладовых тяготений ярко проявляется в «прокофьевской» доминанте?
40. Какой звукоряд образуется при горизонтальной координации тонов в скрябинском аккорде?
41. К какой разновидности органного пункта относится бурдон?
42. Какой органный пункт характерен для кодовых построений?
43. С чем связано происхождение гармонического явления органного пункта?
44. Классификация органного пункта по функциональному признаку.
45. Классификация органного пункта по месту в форме.
46. Родственны ли тональности D-dur и E- dur?
47. Какие тональности являются самыми далекими по степени родства?
48. Какое интервальное соотношение тональностей удобно использовать для энгармонической модуляции через УмVII7?
49. Какой гармонический эффект создает энгармоническая модуляция?
50. В каких разделах формы уместно появление энгармонического перехода?
51. Соотнесите «именной» аккорд и его цифровку:
а) шопеновский а) VImoll
б) аккорд Чайковского б) II65#1
в) рахманиновский в) D76
г) скрябиновский г) tDDув.65t
д) прокофьевский д) D9c расщепленной квинтой
е) шубертов е) VII434
ж) D7#5#7