Примерный перечень вопросов

Экзаменационные требования по гармонии (ВИ 4 курс 7 семестр)

Структура экзамена

· письменная работа

· устный ответ по билетам

Итоговая оценка выставляется как средний балл по письменной и устной части экзамена.

Примерные требования по формам заданий

IПисьменная работа

· Задание на знание теоретических вопросов (тест с вопросами закрытого и открытого типов).

· Задание на знание ступеней лада, на которых строятся аккорды.

· Задание на знание общих и модулирующих аккордов при модуляции в тональности первой степени родства.

· Решение гармонического построения крайнему двухголосию с элементами цифровки (гармонические сложности: отклонения, модуляция, аккорды DD, отмеченные неаккордовые звуки, альтерированные аккорды и др.).

IIУстный экзамен по билетам

Структура экзаменационного билета:

  1. Игра на фортепиано:
  • схемы модуляции в тональности I степени родства;
  • аккордовой последовательности по цифровке, включая отклонение, аккорды альтерированной доминанты, аккорды двойной доминаты, гармонизацию фригийского тетрахорда на бас или мелодию, «именные» гармонии, обороты с проходящими и вспомогательными аккордами, каденционные обороты, в т.ч. прерванную каденцию, мелодизированные формы доминанты;
  • секвенции (хроматической, транспонирующей или диатонической).
  1. Гармонический анализ отрывка музыкального произведения, включающий изученные трудности.

Примерные образцы практических заданий

Модуляции(тональности до 3-х знаков):

Из мажора в доминанту, в параллельную тональность, в тональность IIIступени;

Из минора в минорную доминанту, в мажорную доминанту, в параллель, в тональность VII ступени.

G-dur – D dur   d-moll – a-moll
D- dur – h-moll   g-moll – D-dur
F- dur – a-moll   c-moll – Es-dur
    e-moll –D-dur

 

Аккордовые последовательности (в тональностях до 3-х знаков):

3T D D#5 T D2→S6 DDVII65 K64 D7 T   3K64 D76D7 VI N6 K64D7t
3T D43 DDVII2T6 D65→S II7гK64 D7 T   5D25t6DD7¨5D43¨5t D2→s6 D53t
5TDDVII43T D43→VI D53 T   3tt2s6DDув65D D2 t6
5K64 D9D7 VI DDVII7K64D7нT1   5K64 D9D7 VI DDув65K64 D7н t1
5D2T6D64 D64¨5#5ТD2→S6D53 T   5t DDув65t D7→III D43t1
3K64 D76УмVII7→VI II6 K64D7T   TУмVII434-3t t65DD7¨5D43¨5t

Примерный перечень вопросов

1. Каковы особенности голосоведения с проходящими квартсекстаккордами и доминантовым терцквартаккордом?

2. Какой тон удваивается в VI53 в прерванном обороте?

3. Как называется передача хроматического полутона из одного голоса в другой?

4. Что такое фригийский оборот?

5. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на мелодию.

6. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на бас.

7. Какая ступень являетсямелодическим признаком доминанты с секстой?

8. Какая ступень является мелодическим признаком доминантового нонаккорда?

9. В чем заключается особенность доминанты с секстой?

10. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте II65II65#1#3 К64?

11. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте DD7 D?

12. Какое общее правило регулирует голосоведение при введении аккордов DD в случае удвоения IV ступени?

13. Какой аккорд DD может использоваться в качестве проходящего между Т и Т6?

14. Какой аккорд DD может использоваться в качестве вспомогательного между повторением Т53?

15. Перечислите аккорды DD с увеличенной секстой.

16. Какие из аккордов DD с увеличенной секстой являются "ложным D7"?

17. С помощью какого оборота чаще всего происходят отклонения?

18. Как чаще всего трактуется повышенная ступень при отклонении в родственную тональность?

19. Как чаще всего трактуется пониженная ступень при отклонении в родственную тональность?

20. В каком участке периода чаще всего происходит отклонение в доминанту?

21. В каком участке периода чаще всего происходит отклонение в субдоминанту?

22. Какова самая распространенная модуляция в классическом периоде?

23. Как происходит процесс модуляции в тональности I степени родства?

24. Какие аккорды могут быть посредствующими (общими)?

25. Какие аккорды чаще используются в роли модулирующих?

26. В тональности какой группы модуляция происходит чаще? реже?

27. Сколько общих аккордовимеют тональности I степени родства с разницей в 1знак?

с разницей в 4 знака?

28. Как называется секвенция по родственным тональностям?

29. Каковы признаки транспонирующей секвенции?

30. Как называется группа неаккордовых звуков на сильном времени?

31. Как называется неаккордовый звук, помещенный между повторением одного и того же аккордового звука?

32. Назовите разновидности задержаний.

33. Какие аккорды произошли от задержаний?

34. Какие ступени – диатонические или хроматические – характерны для нижних вспомогательных?

35. С какими неаккордовыми звуками связано происхождение альтерированных аккордов?

36. В чем состоит особенность удвоения в неаполитанском секстаккорде?

37. Какая исключительная особенность голосоведения допускается при соединении N6 – D?

38. С чем связано название неаполитанского секстаккорда?

39. Какое свойство ладовых тяготений ярко проявляется в «прокофьевской» доминанте?

40. Какой звукоряд образуется при горизонтальной координации тонов в скрябинском аккорде?

41. К какой разновидности органного пункта относится бурдон?

42. Какой органный пункт характерен для кодовых построений?

43. С чем связано происхождение гармонического явления органного пункта?

44. Классификация органного пункта по функциональному признаку.

45. Классификация органного пункта по месту в форме.

46. Родственны ли тональности D-dur и E- dur?

47. Какие тональности являются самыми далекими по степени родства?

48. Какое интервальное соотношение тональностей удобно использовать для энгармонической модуляции через УмVII7?

49. Какой гармонический эффект создает энгармоническая модуляция?

50. В каких разделах формы уместно появление энгармонического перехода?

51. Соотнесите «именной» аккорд и его цифровку:

а) шопеновский а) VImoll

б) аккорд Чайковского б) II65#1

в) рахманиновский в) D76

г) скрябиновский г) tDDув.65t

д) прокофьевский д) D9c расщепленной квинтой

е) шубертов е) VII434

ж) D7#5#7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: