Ю.И. Арутюнян
История зарубежного искусства XVII–XVIII веков
ПРОГРАММА
Введение
Общая характеристика исторического и культурного развития стран Западной Европы XVII века. Экономическое развитие и трансформация средневековой системы. Укрепление городской культуры и специфика развития государств на территории Европы. Формирование национальных государств и национальных школ в искусстве. Сложение абсолютных монархий, их влияние на развитие художественной культуры. Роль католицизма. Значение контрреформации для развития искусства. Протестантские вероучения и трансформация искусств в протестантских странах. Достижения европейской культуры XVII в. Подъем точных и естественных наук. Наука. Открытия Галилея и Ньютона, Лейбница и Кеплера в астрономии, математике и физике, а также Гарвея, Левенгука и других естествоиспытателей. Достижения философии - Бекон, Гоббс, Локк, Декарт Гассенди, Спиноза. Развитие литературы, театра, музыки.
Основные черты европейского искусства XVII века. Его противоречивость, отражающая противоречия эпохи. Формирование системы жанров в европейском искусстве. Проблема стиля в искусстве XVII века. Классицизм и барокко. История термина барокко, его возникновение и эволюция в связи с главнейшими этапами развития искусствознания. Современное состояние проблемы барокко, оценка ее зарубежными и отечественными специалистами. Краткая характеристика основных национальных школ и их взаимоотношений. Ведущие центры развития искусства. Периодизации искусства XVII века.
|
|
Тема 1.
Искусство Италии XVII в.
Историческая обстановка. Раздробленность страны. Тридентский собор. Контрреформация. Роль папства и ордена иезуитов. Arte Sacra. Основные центры итальянского искусства. Монументальная живопись и ее возросшее значение в искусстве барокко. Основные идеи и тематика росписей церквей и дворцов. Монументальная и декоративная скульптура. Ее особенности. Стремление к материальной конкретности образов. Господство «высокого жанра», ограничивающегося историко-мифологической и религиозной тематикой и противопоставление его «низкому жанру», связанному с реальной жизнью. Академическое (классическое) и «барочное» искусство.
Изобразительное искусство Италии. Маньеризм и попытки преодоления кризиса искусства конца XVI столетия. Караваджо (Микельанджело Меризи да, 1570(71)–1610). Бытовая тематика и натюрморт. Трактовка религиозных сцен как событий, происходящих в действительности. Народные образы в искусстве Караваджо. Особенности творчества Караваджо - поиски монументализации и обобщения на реалистической основе. Ранние произведения художника. Создание им нового типа полуфигурной жанровой картины («Лютнист», Эрмитаж. «Гадалка», Лувр). Натюрморт в творчестве Караваджо. Зрелый и поздний периоды. Разработка монументального стиля (циклы картин для церквей Сен-Луиджи леи Франчези и Санта Мария дель Пополо в Риме и другие). Средства выражения Караваджо: светотень, роль рисунка, колорита. Значение переворота, произведенного Караваджо в живописи. Караваджизм, его роль в итальянском и европейском искусстве. Итальянские караваджисты: Бартоломео Манфреди (ок.1580–1620/21), Орацио Джентиллески (1565-1639), Артемисия Джентиллески (1597–1651), Орацио Борджанки (ок.1578-1616), Карло Сарачени (ок.1580–1620). Джованни Середине (1600–1630) и другие.
|
|
Академическое направление. История термина «академизм». Болонская Академия и ее доктрина. Эклектизм, идеализация и нормативность академического искусства. Стремление следовать античным и ренессансным образцам. Требование внимательно изучать натуру, но преображать ее в соответствии с идеалами прекрасного. Педагогическая система Болонской Академии и методы воспитания молодых художников. Значение ее как прообраза других академий, возникших в различных европейских странах в последующие эпохи. Лодовико (1555–1619) и Агостино (1558–1601) Карраччи. Их роль в Болонской Академии. Создание нового типа алтарной картины, соответствующей потребностям эпохи и преодоление традиций маньеризма братьями Карраччи. Анибале Карраччи (1560–1609) – крупнейший мастер Болонской Академии. Академический рисунок и его роль. Монументальные росписи братьев Карраччи. Фрески галереи дворца Фарнезе, их основополагающая роль в монументально-декоративном искусстве XVII века. Станковые картины. Академический или героический пейзаж. Его истоки и значение. Тенденции к идеализации. Второе поколение болонских академистов. Окончательная канонизация академических принципов в их искусстве. Доменикино (Доменико Цампьери 1581–1641) и его роль в развитии монументально-декоративной живописи. Его станковые картины и портреты. Франческо Альбани (1578–1660). Дальнейшая эволюция академического пейзажа в его творчестве. Характерные для Альбани мелкофигурные картины на мифологические темы. Гвидо Рени (1575–1642) – наиболее значительный представитель второго поколения мастеров Болонской Академии. Усиление условности и идеализации в его искусстве. Гверчино (Джованни Франческо Барбьери 1591–1666), эволюция его творчества и новые тенденции в монументально-декоративных работах художника («Аврора», Палаццо Людовизи в Риме). Значение Гверчино в развитии рисунка. Создание им нового типа свободного, эскизного рисунка.
Формирование зрелого барокко в итальянской живописи XVII века. Джованни да Стефано Ланфранко (1582–1647) и его роль в этом процессе. Усиление живописных тенденций в его искусстве. Общая характеристика стилистических признаков барокко. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Монументально-декоративная живопись римского барокко. Пьетро да Кортона (Пьетро Берретини 1596–1669) и сложение зрелого стиля барокко. Основные черты его монументальных росписей. Плафон палаццо Барберини в Риме. Дальнейшее развитие римского барокко. Творчество Джованни-Баттиста Гаулли (Бачиччо 1639–1709) и Андрея Поццо (1642–1709). Классицистические тенденции в барочном искусстве: Андрея Сакки (1599–1661) и Карло Маратти (1625–1713). Их монументально-декоративные росписи и портреты. Развитие искусства вне Рима. Ян Лис (ок. 1597–ок. 1630) и Доменико Фетти (1589–1623). Народные черты в их творчестве, жанровая трактовка религиозных сюжетов. Живописные искания. Связь с венецианским искусством. Бернардо Строцци (1581–1644) – представитель генуэзской школы. Его бытовые картины и религиозные сцены. Джованни Бенедетто Кастильоне (ок. 1600–1665) – создатель пасторального жанра и буколических пейзажей с изображением животных. Кастильоне как мастер офорта. Неаполитанская школа и развитие в ней реалистических тенденций. Матиас Прети (1613–1699). Сальватор Роза (1615–1673). Новаторство художника в области пейзажной и батальной живописи. Другие аспекты его искусства: портрет, религиозная и мифологическая картина. Офорты Сальватора Розы. Лука Джордано (1632–1705) – последний крупный декоратор-монументалист в Италии. Его работы в Испании. Стефано делла Белла (1610–1664) и итальянская графика.
|
|
Итальянская скульптура. Стефано Модерна (1575–1636) и первые проявления стиля барокко в итальянской пластике. Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) – крупнейший мастер итальянского барокко. Многогранность его творчества и его роль в художественной жизни Рима. Новые методы обработки мрамора. Эволюция творчества Бернини. Его ранние работы. Бермини и папская курия. Работы для собора св. Петра в Риме. Бернини – портретист. Создание им нового типа барочного парадного аристократического портрета. Монументально-декоративные работы – надгробия, фонтаны. Значение творчества Бернини для развития европейского искусства XVII – XVIII веков.
Тема 2.